"Вне традиций русской литературы"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6
неведомый отсчет времени, происходит непостижимое при жизни человека таинство. Первый его этап — удаление стекол-перегородок, прозрение, переход, погружение в иной мир — в \"простоту совершенного блага\".
С большой глубиной эта тема разработана в рассказе \"Рождество\' , действие которого происходит и России, в деревне. Этой деревне автор придает точные черты отцовского имения в Выре. Есть в рассказе описание фамильного склепа деда Набокова. Герой рассказа — Слепцов, владелец дома. Он перевозит гроб с телом своего сына-подростка из Петербурга в деревню. Слепцов остается один во флигеле, откуда видна сельская церковь: \"...над белыми крышами придавленных изб, за легким серебряным туманом деревьев, слепо сиял церковный крест\".
Герой переживает крайне напряженный, трагический момент своей жизни — он только что похоронил сына. Невозможность вернуть его пронзает Слепцова острой болью, он приходит в отчаяние: \"...ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь — горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес\". И в это время происходит чудо: согретая теплым воздухом (в доме протопили печи), из кокона, найденного в коробке умершего мальчика, является на свет прекрасная тропическая бабочка. Автор с мягким сочувствием указывает человеку с фамилией Слепцов на его душевную слепоту — ведь эта \"понятность\", \"бесплодность\" жизни, которую он ощутил, есть на самом деле заблуждение. Человеку явлено чудо рождения, таинственное и прекрасное, чудо Рождества (действие рассказа происходит в рождественскую ночь). Слепцов же \"слеп\", и крест на сельской церкви сияет ему \"слепо\".
Прозу Набокова можно сравнить с мозаичными узорами калейдоскопа. Перед художником — кусочки жизни, \"драгоценные мелочи\". Как из цветных стеклышек, складывает он из них узоры. Вот он поворачивает волшебный калейдоскоп, и возникает невиданный узор, сияющее произведение. Тема \"узоров\", \"игры в узоры\" сопрягается v Набокова с мастерством составления шахматных задач, чем он увлекался многие годы. \"В этом творчестве, — писал он, — есть точки соприкосновения с сочинительством\". Шахматную задачу он называл \"созвездием\", \"планетариумом мысли\", \"оледенелым озером времени\". Чем же так занимательна для людей выдумка, \"игра в узоры\"? Почему она становится делом жизни, любимой профессией, смыслом существования, а плоды этой игры, одеваясь в переплет, превращаются в сокровища?
Ответ на эти вопросы лежит в духовной области и связан с актом творения новой, художественной реальности — с единственным видом человеческой деятельности, имеющим не земные, а \"небесные\" корни. Именно творчество делает человека сопричастным Творцу, дает ему власть над пространством и временем, способность видеть мир по-новому —и самому творить его. Суть творчества — прорыв за пределы видимого мира.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5 6