"Вильям Моэм драматург, романист, новеллист"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
оэм в книге «Подбивая итоги», — я, ничего не прибавляя и не преувеличивая, изобразил людей, которые встречались мне в районе, который я обслуживал как практикант-акушер, и случаи, которые поразили меня, когда со служебной обязанности я заходил в дома или в свободное время слонялся улицами… За отсутствием воображения я просто вносил у книги то, что видел собственными глазами и слышал своими ушами». Принципу достоверного описания будней Моэм остался верным и в дальнейшем.
Если в «Лизе с Ламбета» ощущается влияние Э. Золя, то роман «Мисис Креддок» написан в традициях мопассанивськой прозы. Здесь впервые в Моэма прозвучал вопрос о том, что такое жизнь и любовь. Очевидная близость «Мисис Креддок» к роману Г. де Мопассана «Жизнь». Моэм высоко ценил Мопассана. «Он предельно ясно и выразительньно, прекрасно ощущает форму и умеет вытеснить со своих сюжетов максимум драматизма», — писал Моэм. И вдобавок стремился и сам Моэм.
Сенсационный успех имели пьесы Моэма, они же обеспечили ему материальное благосостояние. День премьеры «Леди Фредерик» — 26 октября 1907 г. — стал знаменательным в жизни М.: он был признан как драматург. Моэм продолжает традиции театра Реставрации и комедий О. Вайлда, изображает обычаи, бессмыслица и недостатка светского общества. В замечательных диалогах раскрываются лицемерие и святошество персонажей. Пьесы М. делятся на коммерческие и серьезные. В первых он преследует сугубо развлекательную цель, противопоставляя их «драме идей» Дж. Б. Шоу. В серьезных пьесах обращается к важным социальным проблемам. В пьесах «Неизвестность», «За боевые заслуги», «Шеппи» показаны последствия Первой мировой войны, которая поломала судьбы многих людей.
Моэм был участником Первой и Второй мировых войн, выступал против кайзеровской, а потом и фашистской Германии в качестве агента британской разведки. Вместе с тем он считал политику преходящей, а потому несущественной для художественного произведения, долговечность которого определяется красотой. Однако Моэм не обходил своим вниманием сегодняшние проблемы войны и мира, колониальной политики, излагая их в русле гуманизма («За боевые заслуги», «На лезвии бритвы», «Дождь», «Макинтош» и др.).
Когда началась Первая мировая война, Моэм завербовался в автосанитарную часть и попал в Францию. Потом работал в разведке, находясь, год в Швейцарии, а з 1917 г. был направлен с секретной миссией в Петроград с целью воспрепятствоват, приходу большевиков к власти. В конце войны Моэм лечился в туберкулезном санатории в Шотландии. Выйдя оттуда, целиком отдался литературной деятельности и путешествиям. Его влекли далекие страны, экзотические уголки мира, «окраины империи». Он плавал разными морями на пароходах и на грузовых суденышках, на парусных шхунах и рыболовецких лодках; передвигался на автомобилях, верхом на конях, ходил пешком. Путешествия давали ему ощущение свободы, знакомили с героями будущих книг, местом действия которых становились страны Европы, Азии, Африки, острова Тихого океана, портовые городаи утеряны где-нибудь в захолустье поселения.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4