"Вильям Моэм драматург, романист, новеллист"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
а чтение «Фауста» открыло для него новый мир. В это время он прочитал романы Дж. Мередита, поэзии А. Ч. Свинберна, П. Б. Шелли, П. Верлена, «Божественную комедию» Данте. Размышляя над «Жизнью Иисуса» Ренана, М. впервые дал отчет себе в потом, что навсегда потерял веру. Как утверждал со временем близкий Моэма Алан Сирл, Моэм хотел, но не мог верить; душа его желала веры, ум возражал ей.
Моэм возвратился в Англию, когда ему было восемнадцать. Жизнь в Гейдельберге оказывала содействие его интеллектуальному пробуждению. Теперь нужно было избрать специальность. Дядя хотел видеть его священником и склонял к изучению богословия, но Моэм сделал свой выбор самостоятельно: он поехал в Лондон и 1892 г. стал студентом медицинской школы при больнице св. Томаса. Года, проведенные в больнице и бедных кварталах одного из районов Лондона — Ламбети, где он лечил своих пациентов, сделали с М. не только дипломированного врача, но и писателя. Все эти годы он напряженно работал. Врачебная практика немало дала Моэму как писателю. Он увидел жизнь в неприукашеному виде, научился понимать людей. «За эти три года,— писал Моэм в автобиографической книге «Подбивая итоги» («The Summing Up», 1938),— я был свидетелем всех эмоций, на которые способный человек. Это разжигало мой инстинкт драматурга, волновало во мне писателя… Я видел, как люди умирали. Видел, как выглядит надежда, страх, облегчение; видел черные тени, которые накладывает на лицо отчаяние; видел мужество и стойкость». Занятие медициной обозначились на особенностях творческой манеры Моэма. Как и у других писателей-врачей (Синклер Льюис, Джон О’Хара), его проза неметафорическая, лишенная аффектации и преувеличений.
Средства для проживания были, но не было близких друзей, никого, кто мог бы направить в литературной работе, которой Моэм посвящал теперь все свое свободное время. Жесткий режим — из девятой к шестой больнице — оставлял свободными лишь вечера. Он проводил их, поглощая книги, и учился писать. Перевел «Призраки» Г. Ибсена, стремясь выучить технику драматурга, сам писал пьесы и рассказы. Рукописи двух рассказов Моэма прислал издателю Фишеру Анвину. Одно из них получило благосклонный отклик Э. Гарнета — известного авторитета в литературных кругах. Гарнет посоветовал неизвестному автору продолжать писать, а издатель ответил Моэму «Нужны не рассказы, а роман». Прочитав ответ Анвина, Моэм сейчас же взялся за создание «Лизы с Ламбета». В сентябре 1897 г. этот роман был опубликован. С этих пор Моэм стал профессиональным писателем.
Моэм всегда подчеркивал, что сфера его интересов как читателя была связана с характерами и судьбами людей, извне, казалось бы, ничем особенно не примечательных. Он не тяготел к исключительному, считая, что интереснейшее и неожиданное содержится в повседневном. Из боли и страданий, с которыми жизнь столкнула его у Лам-Бете, родился первый роман, написанный в традициях натурализма, где речь идет о судьбе молодой женщины, которая стала жертвой среды. «В «Лизе с Ламбета», — писал Моэм в книге «Подбивая итоги», — я, ничего не прибавляя и не преувеличивая, изобразил людей, которые встречались мне в районе, который я обслуживал как практикант-акушер, и случаи, которые поразили меня, когда со служебной обязанности я заходил в дома или в свободное время слонялся улицами… За отсутствием воображения я просто вносил у книги то, что видел собственными глазами и слышал своими ушами».
Страница: 1 [ 2 ] 3 4