"Первый русский историк (Карамзин Н.М.)"
Страница: 1 2 3 [ 4 ]
и убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим\".
И так почти на каждой странице — казни, убийства, сожжение пленных при известии о гибели царского любимца злодея Малюты Скуратова, приказ уничтожить слона, отказавшегося опуститься на колени перед царем и так далее.
Вспомните, ведь пишет человек, убежденный, что самодержавие необходимо в России.
14 декабря
Он не хотел, чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. Так уж получилось, что правда, им написанная, оказалась \"вредной\" для самодержавия.
И вот 14 декабря 1825 года. Получив известие о восстании (для Карамзина это, конечно, мятеж), историк идет на улицу. Он был в Париже 1790-го, был в Москве 1812-го, в 1825-ом он идет по направлению к Сенатской площади. \"Видел ужасные лица, слышал ужасные слова, камней пять – шесть упало к моим ногам\".
Карамзин, конечно, против восстания. Но сколько среди мятежников своих — братья Муравьевы, Николай Тургенев Бестужев, Кюхельбекер (он переводил \"Историю\" на немецкий).
Через несколько дней Карамзин о декабристах скажет так: \"Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века\".
После восстания Карамзин смертельно заболевает — простудился 14 декабря. В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня. Но умирает не только от простуды, рухнуло представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь, очень далекий от идеального образа просвещенного монарха.
Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что он успел сделать, — вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина.
Николай Михайлович умер 22 мая 1826 года.
А XII том замер на междуцарствии 1611 – 1612 года. И вот последние слова последнего тома — о маленькой российской крепости: \"Орешек не сдавался\".
Сейчас
С тех пор прошло более полутора столетий. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, — сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец.
Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: \"Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру\".
Страница: 1 2 3 [ 4 ]