"Национальный русский характер в творчестве Герцена"
Страница: 1 [ 2 ] 3
ада. Следовательно, социализм возможен — таков один из вариантов исторического развития. По мнению Герцена, социализм более возможен, нежели любая другая общественная система отношений — неограниченная наследственная монархия, аристократическая олигархия или личная власть тирана.
В принципе они тоже возможны — при определенных обстоятельствах. Так, революция 1848 года во Франции привела не к социализму, а к утверждению личной власти Наполеона III в интересах крупной буржуазии; и эта власть просуществовала почти двадцать лет. Так что нельзя полностью отвергать возможность вариантов общественного развития, отличающихся от социализма. Но они, как следовало из раздумий Герцена, менее вероятны в конечном счете, ибо основаны на сохранении и даже усилении социальной несправедливости. Они не устраняют противоречий в обществе, а могут только временно отодвинуть их разрешение. А раз социальные противоречия сохраняются, то человечество вновь и вновь принуждено будет возвращаться к мысли о социализме.
В этом смысле социализм для Герцена — историческая неизбежность. Человечество не сможет далее развиваться, пока не прс-йдет через эту общественную формацию.
Значит, в главном догадка Герцена была верной. Но вообразить в целом картину перехода от настоящего к будущему он не смог. Он еще ие знал — в отличие от Маркса и Энгельса — законов истории, понимаемых материалистически. Он догадывался, что центр революционного движения в Европе перемещается из Франции и Англии в Германию и Россию. Ему казалось, что из многих возможностей перехода к социализму более вероятна одна — в России. Но почему это происходит и какими материальными, экономическими причинами обусловлен этот сдвиг, объяснить он не мог.
Вот тут мы и можем вернуться к поставленному вопросу: знал ли Герцен народ? Или точнее: что мог он знать о народе, будучи в положении состоятельного московского барина, человека без широких и прочных связей с различными сословиями? Герцен видел дворовых в доме Ивана Алексеевича Яковлева; один из них был слугой Герцена. Видел он крепостных в Васильевском — тех, какие приходили на барский двор. Видел людей в шинелях жандармских солдат, в смотрительском мундире, в ямщицкой или извозчицкой одежде. Видел петербуржцев, москвичей, вятичей, владимирцев, новгородцев… Образы людей разных возрастов, сословий, чинов, характеров, входя в воображение Герцена, подвергались аналитическому воздействию его пытливого ума. Происходила определенная классификация признаков и качеств: у Герцена складывалось представление об основных типах русской жизни и, наконец, вырисовывался образ народа.
Насколько мог соответствовать этот образ тому, что существовало в действительности и что называлось общим именем русский народ? Вероятно, легче получить ответ, действуя методом исключения: чего не мог знать Герцен?
Он не бывал на текстильных фабриках Подмосковья и кожевенных заводиках Замоскворечья. Не был на металлургических заводах Урала. Не видел солеварен, не знал труда углежогов и золотоискателей.
Страница: 1 [ 2 ] 3