"Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой"
Страница: 1 2 [ 3 ]
на помощь. Но нет здесь резкого утверждения одиночества, нет есенинского “я один...”. У А. Ахматовой — знак вопроса, неужели:
Никто, Никто, Никто
Не в силах мне помочь?..
Но остается неизменное, до конца дней верное — перо и листок бумаги. Единственное спасение — живые стихи. Действительно, живые. Они просты и понятны каждому. У Ахматовой читатель — “неизменен и вечен”, он “поэта неведомый друг”, Есенин же настолько одинок, что даже его “поэзия здесь больше не нужна”. И во всем он видит только тьму:
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
И если ранняя лирика — это ясный день, равный нескольким годам жизни и творчества поэта, то все, написанное после “Персидских мотивов”, — это темная ночь, на смену которой никогда не придет рассвет.
Поэт появляется в мире, горя страстным желанием повенчать на земле “розу белую с черной жабой”. И к чему он приходит? К горькому одиночеству, трагической развязке:
Я один...
И разбитое зеркало.
А. Ахматова писала:
Сердце усмиряют правильным дыханьем,
А черные мысли — верой в друзей,
но не смог Есенин поверить в друзей. А может быть, просто верить было не в кого, не оказалось рядом того, кто мог бы разделить его одиночество. Очень жаль, ведь всем известно, что горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости. Но смерти наполовину не бывает...
Подобное было и в жизни А. Ахматовой, но она противостояла, утвердившись в преданности своей лиры.
А. Ахматова остается с людьми, а С. Есенин трагически уходит. Уходит из этой жизни, жизни-игры, в которой он — проигравший. Нет, нельзя отказать Есенину в силе души, она была, несомненно, уже потому, что уйти из жизни по своей воле может только сильный человек. Просто у А. Ахматовой этой силы душевной, жизнерадости, человеколюбия оказалось намного больше, чем у С. Есенина. Ее любви хватило всем, кто ее окружал, донесла она ее и до нас, столь далеких от того трагичного времени.
Страница: 1 2 [ 3 ]