"Тема любви в лирике С. Есенина и А. Ахматовой"
Страница: 1 [ 2 ] 3
ть Есенина — всего шесть лет, с 1910 по 1916 год. А 17-й, ознаменовавший себя приходом новой власти, становится поворотным в судьбе и творчества поэта. Естественное, природное сменяется на грубое, порой жестокое, натуралистическое. Трагично, безысходно состояние поэта, не нашедшего себя в революции. Звучит иная трактовка вечной темы. С одной стороны, “любовь — зараза, любовь — чума”, а с другой — романтическое чувство, пристанище водоворотов жизни измученному думой человеку. И подтверждение этому — цикл “Персидские мотивы”, в котором помимо экзотического Шираза, загадочной и таинственной красоты персиянок, собирательным образом которых является Шаганэ, можно увидеть характерное для раннего Есенина решение проблемы смерти. Здесь смерть для него — мудрый конец природы, но совсем не единственная возможность вырваться из цепких лап постылой и надоевшей жизни, как было в стихотворениях цикла “Москва кабацкая” и как будет в поэме “Черный человек”. Однако и теперь Есенина одолевают противоречия. Мерещится ему измена любимой, все меньше он верит в персидских красавиц и восточные просторы.
Как бы ни был красив Шираз.
Он не лучше рязанских раздолий.
Есенин чувствует неестественность красоты, он “обманут счастьем”. И если в “Персидских мотивах”
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцеватъ себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души,
то позднее Есенин определит свое творчество как “дохлую, томную лирику”, в которой уже не будет места чистой, романтической любви.
Все самое светлое и прекрасное осталось где-то далеко позади. А время неумолимо бежит вперед, его не остановишь. Но что там — впереди? Ничего. Для Есенина нет будущего, впрочем, как нет и настоящего. Он живет прошлым:
Я нежно болен воспоминаньем детства.
Настоящая действительность для него лишь грустная история с трагическим концом. И если А. Ахматова
... Научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
то для Есенина жизни как таковой не существует:
Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?
Все как в неоконченном сне, который начался светлой радостью, а прервется на самом трагическом. Вроде бы все прекрасно — очнулся от ужаса происходящего, но ведь это страшное сновидение и есть жизнь С. Есенина.
Видела подобные сны, только наяву, и А. Ахматова. Не всегда было “просто жить”, ведь жизнь “полосатая” — светлое чередуется с темным, на смену радости приходит печаль. Трагизм бытия находил отражение в лирике:
Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу.
Нет ни сил, ни возможности что либо изменить:
... больше нет ни слез, ни оправданий.
она “устала воскресать, и умирать, и жить”. И любимого просит:
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе.
Ахматова переживает кризисное состояние, ей очень трудно, но ведь душа живая! Да, она сейчас одинока, но она не отрекается от мира, не отказывается от живых людей. Печальное удивление, что рядом не нашлось того, кто бы мог прийтина помощь.
Страница: 1 [ 2 ] 3