Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Художественная идея в поэме"

Ахматова "Реквием" - сочинение "Художественная идея в поэме"

Страница: [ 1 ]  2  3  

Идея "Реквиема" А. Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен
выразить свое личное горе, иначе — паралич памяти и "безумие". "Поэт должен выразить народное горе, стать голосом
"стомильонного народа", иначе — разрыв исторической памяти и потеря исторического смысла. Не единственная
возможная реакция на ужас происшедшего — немота". Отсюда трагическое противоречие "Реквиема": необходимость
слова в ситуации немоты. Б. Пастернак в своей рецензии на военные стихотворения А. Ахматовой писал об одном из
них: "Ее стихи об убитом ленинградском мальчике полны душераздирающей горечи и написаны словно под диктовку
матери или старой севастопольской солдатки". Прежде чем обратиться к "Реквиему", приведем одно из военных
стихотворений Ахматовой и приглядимся к тому, какими средствами создается впечатление записывания под диктовку
убитой горем матери:
И все, кого сердце мое не забудет,
Но кого нигде почему-то нет...
И страшные дети, которых не будет,
Которым не будет двадцать лет,
А было восемь, а девять было, А было...
— Довольно, не мучь себя,
И все, кого ты и вправду любила,
Живыми останутся для тебя.
Два многоточия, обрывающих фразы, полубезумное "почему-то", в котором скрывается отчаянное "почему?", еще
ближе к безумию — перечисление, передающее неотступность горя ("А было восемь, а девять было, / А было...") — это
все признаки речи на грани немоты. На рубеже тридцатых - сороковых Ахматова, если так можно выразиться, пишет под
диктовку немоты:
Последнюю и высшую награду — Мое молчанье — отдаю Великомученику Ленинграду.
Немота, невозможность говорить становится лейтмотивом "Реквиема", поэме о мире как бессмысленном сне и о
горе, бессловесном, невыразимом:
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
Вот как об этом рассуждает И. Бродский: "Трагедийность "Реквиема" не в гибели людей, а в невозможности
выжившего эту гибель осознать. Его, "Реквиема", драматизм не в том, какие ужасные события он описывает, а в том,
во что эти события превращают твое... сознание, твое представление о самом себе".
Никто в русской поэзии не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное
душевное состояние. Это удивительное свойство ее стихотворений обнаружилось еще в 10-е годы, когда были
написаны такие, например, строки:
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Пережитое Ахматовой в тюремных очередях, однако, превышало все возможные "замирания и крики" обычной
жизни. Это, как и концлагеря, еврейские гетто, колымские рудники и другие ужасы XX века, ощущалось как нечто
запредельное, подрывающее человеческий опыт и "исторические привычки".


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz