Ахматова "Мне ни к чему одические рати" - сочинение "Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение А. А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...». (Восприятие, истолкование, оценка)"
Страница: [ 1 ] 2После выхода первого же поэтического сборника Ахматовой «Вечер» о начинающей поэтессе заговорили, ее имя стало приобретать популярность. Популярность — это не только известность, слава, поклонники. Человек, оказавшийся в центре внимания очень большого количества почитателей таланта, рано или поздно сталкивается с проблемой подражательства. Было бы странно, если бы Ахматову это обошло стороной.
Популярность Ахматовой в 20-е годы была невероятной. Она, ее облик, стали литературной модой, и, думаю, ни одна из женщин-поэтесс не произвела на свет столько подражательниц. Копировались манеры Ахматовой, ее жесты, интонации, и, конечно, стихи. Критик Константин Мочульский писал в рецензии на стихотворный сборник одной из таких подражательниц Ахматовой: «Поэтесса говорит о себе чужими словами. Словами Ахматовой. У нее ахматовская дикция — даже не дикция, а произношение. Легкие приемы легко перенимаются... Все — почти дословно, как у «той» — а ничего не получается. Там — страдальческая складка, здесь — гримаска. Там переживание — здесь жеманство». Сама Ахматова не могла не реагировать на «ахматовщину». Свое отношение к этому явлению она выразила в строках:
Тяжела ты. любовная память! Мне в дыму твоем петь и гореть, А другим - это только пламя. Чтоб остывшую душу греть. Чтобы греть пресыщенное тело, Им надобны слезы мои... Для того ли я. Господи, пела Для того ль причастилась любви!
Молодая поэтесса говорит здесь о том, что ее поэзия вовсе не была рассчитана на тех, кто надеется при помощи этих стихов искусственно греть «остывшую душу», так для самой поэтессы писать стихи — значит «петь и гореть».
Гораздо позже, в «Седьмой книге», в цикле стихотворений «Тайны ремесла» Ахматова продолжит эту тему. Она попытается объяснить, как возникают ее стихи. В стихотворении из этого цикла «Мне ни к чему одические рати...» Анна Ахматова говорит о том, что для нее самое важное в написании стихотворений то, что они не должны быть продуманными, в них должно быть все «некстати». Еще один важный момент — поэтический голос лирика должен быть индивидуален:
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у л юдей.
«Не так, как у людей» — это слова человека, который уже знает, что состоялся как поэт. Ахматова говорит о том, что ей всегда было чуждо подражание кому бы то ни было. Но как же все-таки рождаются эти ее непохожие ни на чьи другие лирические строки, что вызывает их к жизни? Ахматова раскрывает «тайну ремесла»:
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора. Как лопухи и лебеда.
Автор говорит о том, что поэтические творения не обязательно должны создаваться под впечатлением от чего-либо возвышенного — «расти стихи» могут из «сора», то есть некие абсолютно непоэтичные вещи в восприятии лирика способны опоэтизироваться. В связи с этим следует вспомнить о наличии в ахматовских стихах предметов, которые должны бы совершенно «не вписываться» в лирические строки.
Страница: [ 1 ] 2