Астафьев "Царь-рыба" - сочинение "Обличение браконьеров и браконьерства (по произведению В. П. Астафьева "Царь-рыба")"
Страница: [ 1 ] 2 3 4"Царь-рыба" — обширное произведение, состоящее из отдельных рассказов. Каждый из этих рассказов — отдельная история. Но все они объединены одной общей идеей, во всех звучит один и тот же вопрос: каким же должен быть настоящий хозяин земли — земли как поля и Земли как планеты?
Выражая свою неудовлетворенность происходящими в человеческом обществе процессами, отношением людей к окружающему их миру природы, высказывая тревогу, беспокойство о нравственных мотивах поведения героев, писатель задает себе и нам "злые вопросы", требует задуматься над тем, как мы живем, что творим и чем наши поступки отзовутся.
Всю свою творческую жизнь В. Астафьев посвятил решению наиболее значительных проблем времени, поискам путей совершенствования личности, стремлению пробудить в людях чувство сострадания. И "Царь-рыбу" можно смело назвать самым великим достижением писателя в этой области.
Начав с раздумий о роли природы, об актуальных в наше время экологических проблемах, автор постепенно переводит внимание на небрежное отношение людей к этим "ничейным" богатствам. И вот уже повествование о земле, лесах, реках, полях перерастает в повествование о нас самих, о нашей душе, о нравственности, о человечности.
Природа создала все живое и самого человека, и он, человек, обязан беречь и любить ее как собственную мать. К сожалению, в жизни все происходит далеко не по этим справедливым и гуманным законам. В. Астафьев, наделенный чутким сердцем и богатой душой, не мог оставаться равнодушным к проявлениям человеческой жестокости, алчности и злобы. Потому в своем произведении он обрушивается с открытой критикой и презрением на преступников против природы — браконьеров. Даже в тех случаях, когда автор не говорит прямо и не обвиняет своих героев, их образы, стиль
их жизни, их судьбы раскрывают перед нами истинное лицо этих людей. Все они одинаково неприятны нам, все вызывают протест и осуждение.
Стоит только взглянуть поближе на таких "видных" браконьеров, как Дамка, Грохотало, Командор и Игнатьич, тут же перед глазами отчетливо встает живописная картина жизни всего селения, подобного поселку Чуш. Здесь все жители только тем и озабочены, как бы побольше "урвать, заграбастать, унести в свою избу, в подвал, в потайную яму со льдом, которая есть почти в каждом чушанском дворе".
В этой своеобразной базе браконьерства создана благодатная почва, которая взращивает всевозможных "джентльменов удачи" — капитанов-хапуг, браконьеров, девиц с жизненной позицией потребителя.
Конечно же, природа для таких людей не может быть ничем, кроме как источником наживы. Они убивают, губят животных — уже не ради поддержания, собственной жизни (в их подвалах запасов хватило бы, на несколько таких жизней), а ради спортивного интереса, ради какого-то звериного удовольствия.
Таким вот вполне "нормальным" чушанцем, равнодушным к общественной работе, с детства одержимым страстью к рыбной ловле, оказывается и вроде бы собранный, трезвый человек, не хапуга, Игнатьич.
Страница: [ 1 ] 2 3 4