Астафьев "Царь-рыба" - сочинение "Обличение браконьеров и браконьерства (по произведению В. П. Астафьева "Царь-рыба")"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4гробу лежит нарядно одетая, в кружевах, в бантах, в лаковых туфельках светлая девочка, не успевшая стать девушкой, — кровинка, ласточка, ягодка неспелая, смял, загубил ее пропойный забулдыга, сухопутный браконьер".
Природа не прощает обиды, и за причиненное ей зло придется заплатить сполна и Командору, и Дамке, и Грохотало, и другим браконьерам. Потому что, убежденно и открыто заявляет писатель, "бесследно никакое злодейство не проходит". Физические, а особенно нравственные страдания, — вот справедливое возмездие за дерзкие попытки покорить, подчинить или даже уничтожить хотя бы частичку природы.
Посягнув на живое существо, будь то рыба-мать, несущая в себе миллионы икринок, или птица, или медведь в лесу, человек разрывает цепь, связывающую его с природой, с гармонией единой, цельной жизни на земле. Он выпадает из этой цепи и остается один. И вернуться назад, исправить свои ошибки уже невозможно. Ведь, как верно сказал поэт В. Новиков,
Никогда
Ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Все равно не вернешься обратно...
Эту мысль проводит через все свое повествование и В. Астафьев; осуждая, обличая браконьерство, выражая решительный протест человеческой жестокости и злу. Он безжалостно наказывает всех, кто
не задумывается над тем, что делает, как живет, кто он на саком деле, для чего пришел на эту землю.
В произведении есть и светлый мотив надежды — надежды на то, что еще не поздно наладить гармоничные отношения с миром, уничтожить зло и вернуть себе доверие матери-природы. Эта надежда появляется в рассказах о жизни рыбацкой артели, где каждый готов в любой момент прийти на помощь другому. Здесь годами складывалась и утверждалась коллективная забота о нуждающихся, прежде всего о детях. Поведав нам о жизни Акима и Касьянки, писатель рассказал о самом главном, что спасло многих людей от голода, от гибели: "В Боганиде еще с войны сохранился обычай кормить всех ребят без разбору бригадной ухой. Выжили и выросли на той ухе многие дети, в мужиков обратились, по свету разъехались, но никогда им не забыть артельного стола. Да и невозможно такое забыть".
Автор вовсе не идеализирует своих героев — он рисует портреты обычных людей с их слабостями и недостатками. Но эти люди сумели сохранить главков — человеческую душу и милосердие. Да, они тоже ходят на охоту и ловят рыбу — ко только для того, чтобы не погибнуть от голода, чтобы накормить детей. А в этом случае природа сама с радостью готова поделиться своими дарами с людьми. Душевная чистота и человечность представителей артели резко контрастируют с жестокостью и бессердечием чушанских браконьеров, усиливая негативное отношение к последним и сочувствие первым. Страдания выпадают и на долю таких как Аким и Касьянка. Но, сплотившись, эти люди способны перенести любые лишения, тогда как каждый из браконьеров обречен на одинокое доживание наедине со своей душевной болью. И так будет всегда.
"Царь-рыба" — великое, эмоционально напряженное и необычайно значительное по затронутым в нем вопросам произведение.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4