"Сказки Ханса Кристиана Андерсена"
Страница: 1 [ 2 ] 3
вей» (1843) и «Штопальная игла» (1845—1846), и «Снежная королева» (1843—1846), и все другие сказки полны той занимательности, которая так привлекает ребенка, но в них немало и общего, до иремени ускользающего от детей смысла, который дорог Андерсену как писателю, творившему и для взрослых. В «Стойком оловянном солдатике» история незадачливого служивого, на которого не хватило олова, его трагической любви к погибшей вместе с ним в пламени танцовщице заставляет думать о настоящих жизненных драмах. Авторской печалью овеян конец повествования — от расплавившегося в огне солдатика остался «только крошечный кусочек олова»: «На следующий день, когда служанка выгребла золу, она нашла в топке оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась только блестка. Но она уже не сверкала — почернела, как уголь». Андерсен надеялся, что всякий, кто проследит его сказки «по порядку, в каком они написаны», заметит в них «постепенное развитие и совершенствование как в смысле ясности и выпуклости идеи, умения пользоваться материалом, так и жизненной правдивости и свежести»2.
Из многочисленных сказок писателя педагоги отобрали те, которые в наибольшей степени доступны детям дошкольного возраста. Это сказки: «Пятеро из одного стручка», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Дюймовочка».
В сказке о пяти горошинах поведана история о разной судьбе сестер из одного стручка. Они были зеленые, и стручок был зеленый, «ну, они и думали, что и весь мир зеленый». Когда же стручок стал желтеть и пожелтели сами горошинки, они решили: «Весь мир желтеет!» Ненавязчиво, но чуть-чуть с иронией говорит Андерсен о том нередко присущем маленьким существам узком и смешном воззрении на все окружающее. Но мир вовсе не таков, каким он представляется горошинкам.
Оказавшись на воле, горошинки решили, что настал их час. «А хотелось бы мне знать, кто из нас пойдет дальше всех! — сказала самая маленькая.— Впрочем, скоро увидим!» Самая завидная судьба оказалась у той горошинки, которая попала в щель на чердаке, проросла и обрадовала выздоравливающую дочку бедной женщины. Как счастлива была девочка посидеть на солнышке! «Окошко было отворено, а за окном покачивался распустившийся бело-розовый цветок». Это зацвели побеги гороха. Три другие горошинки попали в зоб к голубям, «значит, и они принесли немалую пользу», а та горошина, которая оказалась в канаве, в сточной воде, та самая, что «собиралась залететь на солнце», раздобрела: «Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!» Сатирический выпад писателя против обывательской морали очевиден. Сказка о судьбе горошинок в занятной и веселой форме несет ребенку правду о людских пороках. Серьезное соединилось с шуткой.
«Принцесса на горошине» принадлежит к тем сказкам Андерсена, в которых ярко выражены элементы обличения, сатиры. Она проникнута демократической насмешкой писателя над аристократической изнеженностью. Принцесса почувствовала горошину через двадцать тюфяков и двадцать пуховиков.
Страница: 1 [ 2 ] 3