"Тема совести в произведениях русской литературы"
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9
ны и выйти из нравственного тупика, только этот путь может привести его к счастью.
В центре внимания многих исследователей, изучающих \"Преступление и наказание\", находится вопрос о мотивах преступления Раскольникова. Что же толкнуло Раскольникова на это преступление? Он видит, как безобразен Петербург с его улицами, безобразны вечно пьяные люди, отвратительна старуха процентщица. Все это безобразие отталкивает от себя умного и красивого Раскольникова и вызывает в его душе \"чувство глубочайшего омерзения и злобного презрения\". Из этих чувств и рождается \"безобразная мечта\". Здесь Достоевский с необычайной силой раскрывает двойственность души человека, показывает, как в его душе идет борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, высоким и низким, верой и безверием.
Призыв \"Смирись, гордый человек!\" как нельзя более подходит Катерине Ивановне. Подтолкнув Соню на улицу, она фактически поступает по теории Раскольникова. Она, как и Раскольников, восстает не только против людей, но и против Бога. Только жалостью и состраданием Катерина Ивановна могла спасти Мармеладова, и тогда он спас бы ее и детей.
В отличие от Катерины Ивановны и Раскольникова в Соне совсем нет гордости, а только кротость и смирение. Соня много страдала. \"Страдание... великая вещь. В страдании есть идея\", — утверждает Порфирий Петрович. Мысль об очистительном страдании настойчиво внушает Раскольникову Соня Мармеладова, сама безропотно несущая свой крест. \"Страдание принять и искупить себя им, вот что надо\", — говорит она.
В финале Раскольников бросается к ногам Сони: человек пришел в согласие с самим собой, отбросив прочь эгоистические дерзновения и страсти. Достоевский говорит, что Раскольникова ожидают \"постепенное перерождение\", возвращение к людям, к жизни. И помогла Раскольникову вера Сони. Соня не озлобилась, не ожесточилась под ударами несправедливой судьбы. Она сохранила веру в Бога, в счастье, любовь к людям, помогая другим.
Вопрос Бога, человека и веры еще больше затрагивается в романе Достоевского \"Братья Карамазовы\". В \"Братьях Карамазовых\" писатель подводит итоги своих многолетних исканий, размышлений о человеке. О судьбе своей Родины и всего человечества.
Достоевский находит в религии истину и утешение. Христос для него — высший критерий нравственности.
Митя Карамазов был невиновен в убийстве отца, вопреки всем очевидным фактам и неопровержимым доказательствам. Но здесь судьи, в отличие от чеховских, предпочли поверить фактам. Неверие их в человека заставило судей признать Митю виновным.
Центральным вопросом романа является вопрос о вырождении личности, оторванной от народа и труда, попирающей принципы человеколюбия, добра, совести.
Для Достоевского нравственные критерии и законы совести есть основа основ человеческого поведения. Утеря нравственных принципов или забвение совести есть высшее несчастье, оно влечет обесчеловечивание человека, оно иссушает отдельную человеческую личность, оно приводит к хаосу и разрушению жизни общества.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9