"Философские мотивы лирики Пушкина"
Страница: [ 1 ] 2 3
Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насыщена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во всем ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений Пушкина. Мотивы любви в его стихах нередко сливаются с мотивами творчества; патриотические мотивы пронизывают стихи о свободе; тема борьбы за свободу переплавляется в тему высокой и верной дружбы, и часто стихотворения приобретают философское звучание. Однако именно в поздних стихах раздумья поэта о своей жизни, размышления об окружающей действительности поднимаются до высот философских обобщений и художественного совершенства.
«Элегия» (1831г) – одно из лучших стихотворений у Пушкина. Оно разделено на две взаимосвязанные части и состоит из 14 стихов: в первой части – шесть, во второй – восемь. Четырнадцать строк – это количество стихов в сонете. Но в нем другая рифмовка. В пушкинском стихотворении рифмуются соседние строки: «веселье» - «похмелье», «дней» - «сильней» и т.д. Пушкин заключает свои поэтические мысли в предельно жесткую форму и этим достигает потрясающей силы смысловой емкости. В четырнадцать строк он вмещает жизнь души в ее прошедшем, настоящем и будущем.
Сначала взгляд поэта обращается в прошлое: «Безумных лет угасшее веселье…» Воспоминания о юности не исчезают: печаль о ней «чем старе, тем сильней» обжигает сердце. Настоящее, как и прошлое, наполнено горечью: «Мой путь уныл». И будущее кажется совершенно безотрадным: «…Сулит мне горе». Пушкин использует традиционные для поэтического языка той эпохи образы, сравнивая веселье - с вином, горе – с похмельем, жизненные печали – с бурным морем. Эпитеты «безумных лет», «смутное похмелье», «волнуемое море» создают почти трагическое настроение. Главный образ, вызывающий горестные предчувствия, – метафора «грядущего волнуемое море». Море не только символ жизненных неурядиц, но и символ возможной близкой смерти.
Вторая часть стихотворения начинается противительным союзом «но» и таким образом разрушает настроение безысходности первой части. Поэт, вопреки традиционным элегиям, воспевает страдание: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Глаголы первой части стихотворения противопоставлены глаголам второй половины. Спад настроения идет до слов: «Но не хочу, о други, умирать…» Затем Пушкин использует глаголы будущего времени, и с помощью этого приема выражает надежду на грядущее: «будут наслажденья», «гармонией упьюсь», «слезами обольюсь». Развивая образ вина, как символа наслаждения из первой части, поэт верит: «Порой опять гармонией упьюсь». Гармония – ключевое слово в словаре пушкинской лирики. Это символ творчества, вдохновения. Поэт верит в силу искусства, в его способность возрождать уставшие души.
Заканчивая стихотворение, Пушкин снова использует образ «печали минувших дней» из первой части. Теперь эта метафора переходит в эпитет «закат печальный» и метафору «улыбка прощальная». Таким образом, в «Элегии» Пушкин утверждает, что жизнь прекрасна, несмотря на страдания и муки, что творчество и любовь спасают от безверия, уныния.
Страница: [ 1 ] 2 3