"Русская природа в стихотворениях А. С. Пушкина"
Страница: [ 1 ] 2 3 4
В лирике А. С. Пушкина присутствует много стихотворений, посвященных изображению русской природы. Но принципы ее изображения, художественный метод, начиная с лицейского периода, постоянно менялись в зависимости от эволюции творческого метода поэта. Таким образом, для каждого периода творчества характерны свои особенности восприятия и изображения картин русской природы.
В таких ранних произведениях Пушкина, как “Воспоминания в Царском Селе” (1814), “Сраженный рыцарь” (1815), “Осеннее утро” (1816), прослеживается влияние классицизма. Общие для пейзажных зарисовок этого времени черты находят место в “Воспоминаниях в Царском Селе”. По жанру это стихотворение - ода, что во многом определяет его стилистические особенности. Здесь присутствуют богатые сравнения и эпитеты: “золотая луна”, “блистает бледный день”, тихая луна, “как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках”; многочисленные метафоры: “с неба уже скатилась ночи тень”, “но утро денница выводит”, “чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, “навис покров угрюмой нощи”; высокий слог и архаизмы: “денница”, “нощь”.
Иногда в ранних стихотворениях Пушкина встречаются традиционные образы, связанные с античной мифологией: “Там в тихом озере плескаются наяды...” Основная композиционная роль описания природы в этих произведениях - роль вступлений:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес...
Чисто пейзажных стихотворений среди ранних произведений поэта нет, так как, согласно традиции классицизма, описание природы могло играть лишь роль фона.
Кроме того, в стихотворениях лицейского и петербургского периодов заметно влияние сентиментализма. Так, в стихотворении “Лицинию” (1815) присутствует характерное для сентименталистов противопоставление порочного города естественности сельской жизни:
С развратным городом не лучше ль нам проститься...
В деревню пренесем отеческие лары!..
К 1819 году намечается внутренний кризис в жизни Пушкина, связанный с резким разочарованием в городской жизни. Первое опьянение разнообразием впечатлений, ускоренным ритмом жизни прошло; жизнь в столице показала и свои отрицательные стороны, страшную для творческого духа неволю.
Во многих своих произведениях поэт призывает уйти прочь от городской суеты в деревню, воспринимаемую им как “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”. Эти важные для Пушкина мотивы особенно ярко звучат в одном из известных стихотворений того периода “Деревня” (1819):
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить...
Начало первой части стихотворения посвящено описанию прекрасного сада и окружающей местности:
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты...
Сентиментальный пейзаж окрестностей Михайловского дан в светлом, спокойном и радостном тоне.
Созерцание красот деревни приводит писателя к мысли о нарушенной гармонии природы и общества, о том, что “среди цветущих нив и гор” господствует “барство дикое” и “рабство тощее”.
Страница: [ 1 ] 2 3 4