"Русская природа в стихотворениях А. С. Пушкина"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
том, что “среди цветущих нив и гор” господствует “барство дикое” и “рабство тощее”. В этом стихотворении первая часть является образцом идиллического описания природы и дается по контрасту ко второй, памфлету, обличающему “невежества убийственный позор”.
С Михайловским связано еще одно произведение Пушкина того же периода - “Домовому” (1819). Многими своими мотивами оно близко первой части “Деревни”. Стихотворение “Домовому” - гимн деревенскому уединению, возвышенному одиночеству, всему естественному, несуетному, доброму.
Здесь воспевается красота неяркого, незаметного, но прекрасного мира. Само же стихотворение также отличается своей неброскостью, глубокой сосредоточенностью. Оно все пронизано атмосферой Михайловского:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Особенностью пушкинского идиллического пейзажа является статичность и неподвижность.
Во время южной ссылки ведущим творческим методом Пушкина является романтизм. “Погасло дневное светило” было одним из стихотворений, ознаменовавших собой начало романтизма в пушкинской лирике. Первая романтическая элегия, написанная 24 сентября 1820 года, была “ночной”. С этим произведением в лирику Пушкина входит атмосфера юга, южной ночи, моря, звезд, морской стихии:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
В этот же период была написана и элегия “Редеет облаков летучая гряда” (1820), в которой на первый план выступают чувства лирического героя:
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
В обеих элегиях присутствует характерное для романтизма противопоставление несвободного человека свободной природе - бурной или гроз-, ной стихии.
Образом “свободной стихии” открывается элегия “К морю”, начатая им в Одессе и законченная в Михайловском в 1824 году. Она посвящена памяти Байрона. Эта философическая элегия многотемна. Образ моря -это символ абсолютной свободы, которая присуща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека. Судьба человека подчинена стихийным силам природы и истории. Созерцание моря наводит автора на мысль о двух великих личностях, родственных по своему непокорному могучему духу морской стихии: Байроне и Наполеоне.
Это произведение является прощанием с романтизмом, с культом могучей личности.
С 1824 года в творчестве Пушкина начинает утверждаться реализм. Так, в стихотворении “19 октября” (1825 года) присутствует уже реалистический пейзаж:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле...
В произведениях этого периода часто появляется зимний пейзаж: “Зимний вечер” (1825), “Зимняя дорога” (1826), “Зимнее утро” (1829). Стихотворение “Зимний вечер” было написано в Петербурге, куда Пушкина вызвали на допрос по делу декабристов. В этом произведении автор обращается к духовно близкому человеку, к няне.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4