Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом»"

Другой автор "Слово о полку Игореве" - сочинение "Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом»"

Страница: [ 1 ]  2  

Заинтересованный в осмысленном восприятии школьниками памятников далекого прошлого, В. Я. Стоюнин рекомендует предварить работу над ними «чтением и разборами» произведений современных писателей. И лишь потом, когда «ученик начнет понимать литературный интерес», его внимание можно переключить на «историю», ограничившись при этом «самым небольшим числом памятников». Учитель, замечает В. Я. Стоюнин, «должен выбрать только главнейшие сочинения, в которых отразилась эпоха, и па них сосредоточить внимание учеников».

В круге этих сочинений и «Слово о полку Игореве». Приступая к анализу самого памятника, исследователь высказывает ценное методическое суждение о необходимости предварить чтение характеристикой исторического периода, так как иначе неизбежна модернизация «умственных, нравственных и эстетических вопросов», возникающих в процессе анализ. В. Я. Стоюнин резко критикует при этом филологический метод Буслаева — Галахова и считает, что ученику достаточно «вникнуть в содержание разбираемого сочинения, в развитие и способы изложения мысли и самому убедиться в тех выводах, которые служат его характеристикою».

Реализацией методических принципов В. Я. Стоюнина является «разбор» «Слова о полку Игореве» в книге «Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы». Чтобы «более резко отразить время», вызвавшее к жизни памятник, Стоюнин привлекает летописные рассказы о походе Игоря, использует их материал для характеристики князей и обстоятельств похода. Сосредоточивая основное внимание на идейной стороне произведения, исследователь видит в авторе дружинного певца, который, однако, тесно связан со своим народом. Автор обращает внимание учеников на патриотическую идею «Слова»: «Сознание русской земли, несмотря на ее раздробленность… ясно высказывается у поэта. … Патриотизм поэта не местный, не областный, а общерусский. Он созывает всех русских князей вступиться за землю русскую, за раны Игоря».

Ключом к анализу «Слова о полку Игореве» В. Я. Стоюнин считает вопрос о мифологизме памятника. По его мнению, эта особенность миросозерцания древнерусского поэта сообщает, с одной стороны, произведению «множество живых поэтических образов», а с другой — объясняет малую распространенность произведения, его непопулярность в христианской среде.

Практической направленностью «Руководства» обусловлено наличие в пем конкретных заданий к работе над текстом. Ученику предлагается: «Разделить „Слово” на крупные части и перечислить подробности каждой из них. Обратить внимание на поэтическую сторону «Слова»: идеальное изображение князей и дружины, отношение поэта к природе; какие сравнения из нее заимствует он, какие мифические верования отражаются в его изображениях; какие аллегорические картины рисует он; как он смотрит на старинную поэзию и что из нее заимствует; заметить лирические места поэмы и эпические выражения, повторяющиеся чаще других. Указать на признаки, по которым «Слово» следует отнести к эпическим произведениям». Этозадание свидетельствует об определенном шаге вперед сравнительно с методической системой Ф.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz