Другой автор "Слово о полку Игореве" - сочинение "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "
Страница: [ 1 ] 2 3 4Повесть временных лет возникла в Киеве, в знаменитой Киево-Печерской Лавре. В других древних русских городах тоже возникали свои летописи: у Чернигова на юге, а на севере у Новгорода, Суздаля и позже у Владимира на Клязьме (основан в 1108 г.) тоже были свои летописи, которые даже сохранились в многочисленных, но более поздних редакциях XIV и XV вв. Есть у древней Руси и летописные памятники намного старше Повести временных лет. К ним относятся, например, Супрасльский кодекс X в. или Евангелие Остромира написанное в 1056-1057 гг., а значит не опасающиеся никакой конкуренции. Евангелие Остромира самое древнее произведение восточнославянской литературы дошедшее до нас целиком. Оно было скопировано в древнерусской редакции с древнеболгарского оригинала по указу новгородского посадника Остромира. В печати первый раз оно было издано в 1843 г.
Евангелия сами по себе не исторические тексты, но нельзя не упомянуть о них особенно потому, что согласно общим правилам историки не пренебрегают никакими источниками из древнейших времен; в них всегда можно найти какие-нибудь пополнения. Это касается и результатов изучений более широкого круга литературных памятников, в т.ч. особенно знаменитого открытия, которое без преувеличения стало научной сенсацией: речь идет о берестяных письмах и грамотах из археологихеских раскопок в Новгороде (здесь их было найдено больше всего, ок. 400), а также в Смоленске и Пскове. Самые ранние из них относятся - как и Евангелие Остромира - к XI в., а исчезают они к XV в.; в общем они имеют большое значение для изучения истории экономики.
Повесть временных лет, без которой знание истории древней Руси было бы довольно поверхностным, пользовалась довольно слабым успехом в процессе научных исследований её возникновения. Бесконечные, и даже ныне не законченные, дискуссии касаются в первую очередь её автора, авторов или компиляторов. Этим вопросом занимались и занимаются главным образом ученые из славянских стран, а в русской науке споры начались уже по крайней мере от начала XIX в. Что касается предполагаемого авторства, то во внимание принимаются три личности: Нестор, Никон и Сильвестр. Можно назвать и больше имен, но только по отношению к этим трем имеются веские научные аргументы. Ни один из них, разумеется, не был мирянином, хота они иногда занимали весьма видные государственные посты. Даты рождения и смерти Нестора неизвестны, известно только, что в восьмом десятилетии XI в. он стал монахом Киево-Печерской Лавры, а кроме Повести временных лет написал еще два хагиографических труда. Никон с 1074 г. был игуменом Лавры; он умер в 1088 г. и не мог, естественно, быть автором всего текста, который хронологически доводит повествование до 1113 года. Но с большой вероятностью его можно считать автором одной из ранних редакций. Сильвестр (ум. 1223), игумен другого киевского монастыря, к концу жизни ставший епископом, без сомнения был автором т.наз. второй редакции Повести законченной около 1116 года.
Повесть временных лет в оригинале не сохранилась.
Страница: [ 1 ] 2 3 4