Другой автор "Слово о полку Игореве" - сочинение "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "
Страница: 1 2 [ 3 ] 4есятилетия значительно углубились знания о компиляционной натуре древнерусских летописей, Повести временных лет не исключая. Среди исследователей вопроса летописей нашлись такие светила русской историографии, как Измаил Срезневский (1812-1880), Константин Бестужев-Рюмин (1829-1897) и один из виднейших языковедов, Алексей Шахматов (1864-1920). Лучшее знание сути вопроса не предотвратило дальнейших сложностей тем более, что по данному вопросу появлялось всё больше и больше работ, а гипотезы, теории и сомнения разрастались. Невозможно представить, даже в сокращении и только по главным направлениям, всю сложность проблемы в кратком, ясном и популярном изложении. Надо однако ясно подчеркнуть, что больше всего работы было посвящено изучению составных частей Повести временных лет. Итак выделялась собственно "повесть", т.е. рассказ о том, как племена расселились по всему миру после всемирного потопа (летописание велось именно "от потопа", по примеру греческих историков), о славянских и русских племенах, о появлении на Руси варяжских князей - вопрос сам по себе сложный и спорный. Следующая часть состоит главным образом из повествования о крещении Руси и наконец - о событиях XI в. Каждая из составных частей опиралась на каком-то первоисточнике, каждая была создана в другое время и по крайней мере об авторах начальных частей нельзя сказать ничего достоверного.
Текст касающийся крещения и распространения христианства на Руси возник скорее всего в первой половине XI в. (Древнейший киевский свод). Расширенный и пополненный разными записками упомянутым уже Никоном в 1073 г., он стал обьектом последующих редакций; в результате, к концу века, возник т.наз. Начальный свод. На нем опирался автор редакции завершенной в 1113 г. (Нестор). Но это еще не конец истории: редакцию Нестора надо назвать "первой", так как за ней последовали другие. Уже сам набор синонимов ("древний", "начальный", "первый"), относящийся к тому же к различным хронологическим наслоениям, может вызвать у неспециалиста легкое головокружение. Кроме того в последующих списках - Лаврентьевском и Ипатьевском сводах - появились новые изменения, не говоря уже о местных пополнениях. Первый из сводов был создан во Владимире на Клязьме или в Нижнем Новгороде, второй - в Костроме.
При таком сложном компиляционном сплетении невозможно уже было связывать Повесть временных лет с одним только автором. Начиная с последней четверти XIX века и позже авторство Нестора всё больше и больше ставилось под сомнение. К примеру в 1883 г. русский историк Василий Сиповский, отнюдь не самый видный исследователь, а скорее популяризатор, выразил мнение, что автором Повести мог быть игумен киевского Михайловско-Выдубицкого монастыря Сильвестр (Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах. С IX по XIV ст.) А выдающийся историк Владимир Пичета (1878-1947) в 1922 году подверг сомнению и эту версию, оставив вопрос об авторстве Повести открытым (Введение в русскую историю.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4