Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Изменение типа героя в русской литературе XIX века по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева"

"Изменение типа героя в русской литературе XIX века по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева"

Пушкин - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  3  

Проблема героя своего времени была одной из самых острых в литературе XIX века. Все крупные писатели, так или иначе, пытались определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных те- чений общественной мысли и что может противопоставить личность толпе. Разумеется, с течением времени меняется и представление о его герое. Русский романтизм противопоставлял безликой массе человека героического, старающегося разорвать путы порабощения, вырваться из неволи. Развитие реалистического метода позволило писателям создать образы героев, чьи характеры сформировались под непосредственным влиянием среды и, как следствие этого, выразили свою эпоху.
А. С. Пушкин делает героем своего бессмертного романа “Евгений Онегин” дворянина, получившего типичное для своего времени воспитание и образование, руководствующегося соображениями моды и светскими представлениями о жизни. Е. Онегин стоит выше многих своих современников, а потому достаточно быстро разочаровывается в удовольствиях, поощряемых в свете. Но что герой может противопоставить обществу? Онегину тошен “труд упорный”, светские представления о чести делают его человеком, неспособным к проявлению нормальных человеческих чувств, он неспособен видеть прекрасное и понимать душу природы. Все это ведет героя к постоянному ощущению скуки, пресыщенности и разочарования в людях. Герой своего времени наделяется чертами индивидуализма, сосредоточенности на своей “неповторимой” личности (“мы все глядим в Наполеоны...”).
Конечно же не антигероя стремится явить нам в своем романе А. С. Пушкин. Главная задача автора — показать тлетворное воздействие общества на одаренную натуру. Но писатель показывает и процесс постепенного зарождения в человеке новых запросов к миру и себе, поисков смысла жизни, назначения человека. Финал романа позволяет нам по-разному интерпретировать возможности развития судьбы героя романа и человека пушкинской эпохи. На мой взгляд, в любви Е. Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят страсти, обретаются жизненные силы, что, вероятно, должно было пробудить в Е. Онегине стремление к общественной деятельности.
Образ Евгения Онегина открывает в русской реалистической литературе портретную галерею “лишних людей”, то есть возвысившихся над толпой героев, которые стали жертвами эпохи и которым действительность мешает стать свободными и счастливыми. Эта тема была совершенно гениально развита М. Ю. Лермонтовым в романе, название которого однозначно ориентировало читателей на основную его проблему: “Герой нашего времени”.
По справедливому замечанию В. Белинского, Печорин развивал онегинскую тему, ибо несходство этих людей между собою было “гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Главная задача Лермонтова в романе “Герой нашего времени” — рассказать “историю души человеческой”, показав в ней признаки эпохи. Характер Печорина сформировался вобстановке высшего света, что роднит его с героем романа “Евгений Онегин”.


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz