"Изменение типа героя в русской литературе XIX века по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева"
Страница: 1 [ 2 ] 3
обстановке высшего света, что роднит его с героем романа “Евгений Онегин”. Суета и безнравственность общества “приличьем стянутых масок” наскучили Печорину, но уйти от законов современности он не может, и тема сильного, незаурядного человека, личной героики в романе обретает то трагическое осмысление, которое она получает в 30-е годы XIX века.
Именно эпоха реакции, последовавшая в России за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. Герой “чувствует в душе своей силы необъятные”, но не находит в жизни возможности реализовать “назначенье высокое”, а потому растрачивает себя на погоню за “страстями пустыми”, утоляет жажду жизни в бессмысленном риске и постоянном самоанализе, который разъедает его изнутри. Рефлексию, перенесение активной деятельности на внутренний мир Лермонтов считает одной из важнейших черт своего поколения.
Печорин — натура богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; его характеризует критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Равнодушие, черствость героя — маска самозащиты. Печорин является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Не случайно В. Г. Белинский увидел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.
Предполагая, что читатели увидят в романе злую иронию над людьми, подобными Печорину, Лермонтов дает понять: авторский сарказм направлен не на слово “герой”, а на слова “нашего времени”, ибо именно действительность не позволила Печорину реализовать себя.
Итак, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов делают героями времени лучших представителей дворянской культуры, людей, противопоставленных своему времени. Но новое время рождает нового героя, такого, как герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Базарова можно с полной уверенностью назвать выразителем эпохи 60-х годов XIX века, поскольку в нем соединились характерные приметы времени, заключавшиеся, в отличие от эпохи Печорина, прежде всего в стремлении действовать.
Базаров — разночинец, сын небогатого помещика, лекаря. Именно разночинцы становятся в то время важной общественной силой. Герой романа представлен как один из тех молодых деятелей, которые “драться хотят”. Базаров — человек умственного труда, и важной приметой времени становится его увлечение естественными науками. Аркадий Кирсанов говорит о друге, что “он все знает” именно потому, что естественные науки, практическое действие, эмпирические знания становятся в 60-е годы источником истины.
Для поколения 60-х годов все явления, вообще жизнь оценивались с точки зрения высшего критерия — пользы. Это определяет отношение Базарова к природе, искусству, романтизму.
Страница: 1 [ 2 ] 3