"\"Отечество нам Царское село\""
Страница: [ 1 ] 2
В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении молодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода.
В Царскосельском лицее поэт пережил и грозные события Отечественной войны 1812 года. Всех лицеистов охватило тогда глубокое патриотическое воодушевление. Александр Сергеевич особенно ощущал свою причастность к исторической судьбе народа. Это и предопределило дальнейшее развитие его творчества как народного поэта. События 1812 года вдохновили его на создание оды «Воспоминания в Царском Селе», в которой он прославил победу русского народа, воспел тесный союз ратного подвига и поэзии, упомянул и Державина, восславившего «струнами громозвучных лир» полководческий талант Суворова.
Царскосельский парк, аллеи и лужайки которого стали местом постоянных прогулок и игр лицеистов, был наполнен памятниками русских побед, поэтому не случайно на переводном экзамене с первого на второй курс в начале 1815 года Пушкин в присутствии Державина читал свое патриотическое стихотворение «Воспоминание в Царском селе». К этому времени Пушкин уже заслужил славу первого лицейского поэта, и его стихотворение было напечатано в журнале «Русский Музеум» (впервые за полной подписью автора).
Обстановка лицейского воспитания, где поощрялись поэтические опыты, составлялись рукописные журналы, были в ходу «национальные песни» (сатирические куплеты, живо откликавшиеся на повседневные события), способствовала всестороннему развитию дарования Пушкина. Уже в то время его необыкновенный поэтический талант был по достоинству оценен поэтами старшего поколения: В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, и Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас».
Из всех преподавателей особое впечатление на Александра Сергеевича произвел профессор А. П. Куницын. Именно от него будущий поэт услышал утверждение, которое оставило неизгладимый след в его душе и повлияло на его мировоззрение: все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: «Никто не может приобрести права собственности на другого человека». Эта справедливая мысль была близка и понятна Пушкину. С этих пор тема любви к свободе, ненависти к деспотизму и крепостному праву стала неотъемлемой частью жизни и творчества писателя.
Большую роль в становлении взглядов поэта, в его нравственном и умственном развитии сыграл и П. Я. Чаадаев — человек острого ума, офицер, с увлечением говоривший о пагубности самодержавия. Под его влиянием, а также под влиянием других незаурядных личностей (например, А. И. Галича), в лекциях которых проводились либеральные идеи, поэт стал задумываться над истинным положением дел в России.
Пушкин понимал, что крепостное право необходимо отменить. Он видел явную несправедливость такой государственной системы, в основе которой лежит постыдное право собственности на людей. Свое желание сделать страну свободной, добиться независимости для всего народа он выражал в поэтических строках.
Страница: [ 1 ] 2