"\"Отечество нам Царское село\""
Страница: 1 [ 2 ]
в поэтических строках. В это же время Пушкин начинает осознавать настоящее предназначение и задачи поэта, которые раскрывает в стихотворении «К Лицинию» (1815), где, вспоминая римского сатирика Ювенала, пишет:
Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом,
В сатире праведной порок изображу,
И нравы сих веков потомству обнажу.
Поэт для Пушкина — борец, неподкупный голос которого становится «эхом русского народа». Поэзия в его понимании должна быть откликом «на всякий звук», на всякое событие в жизни страны и народа.
Лицейская лирика поэта наполнена различными настроениями. Он предстает перед нами то беспечным и веселым гулякой («Пирующие студенты», 1814), то «в мечтанья углубленным» неторопливым мудрецом («Городок», 1815). С 1816 года характер лирики Пушкина начинает существенно меняться, и его основным жанром становится элегия. С новым мироощущением меняется и весь колорит его поэзии: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов» ненадолго вытесняют недавние «златые дни, златые ночи», и перед нами предстает грустный влюбленный юноша, певец любви, певец печали («Певец», 1816). Эпикурейские мотивы теперь получают свое место в иерархии эстетических и нравственных ценностей поэта, который представляет ее теперь как вызов господствующей морали.
Цикл прощальных лицейских стихотворений одухотворен культом дружбы и верности юношеским заветам:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
Таким образом, мы видим, как уже в лицейские годы содержание произведений поэта постепенно меняется. Если в самых ранних его стихотворениях еще возникают условные образы, то со временем Пушкин все чаще обращается к реальным картинам и явлениям жизни. В этот период он шел по пути поиска своего творческого пути. Поэзия лицейских лет содержит и патриотические настроения, и первые лирические волнения, и свободолюбивые мечты. Именно в это время было положено начало будущей великой славе поэта.
Страница: 1 [ 2 ]