Толстой "Война и мир" - сочинение "АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4нно таким
образом), что его мессианство состоит в том,
чтобы освободить людей от лживых
предрассудков и указать им путь “возвышения”.
Люди аморальны по своей природе, считает
Раскольников, и лишь земное наказание,
тюрьма, суд удерживают их от преступления
через “формалистские” христианские
заповеди. Все люди лгут, изображая
добродетель, и Раскольников якобы
предлагает им путь освобождения от этой лжи.
Заблуждается и князь Андрей, который
вначале видит свое мессианство
в том, что,
занимая высокий пост (будь то должность в
армии или гражданская), он поможет людям
изменить мир. Для этого он, разочаровавшись
в военной карьере, целиком отдает себя
реформам Сперанского. Но и здесь его
постигает разочарование — он осознает, что
реформы и живая жизнь несовместимы.
Представляя себя на месте старосты Дрона (а
князь Андрей прекрасно умел это делать — то
есть представить себя на месте любого
человека, понять его с полувзгляда; это
качество, которым наделяет его Толстой,
есть еще одно указание на его избранность),
ощущая себя Дроном, он понимает, что эти
реформы для крестьян бессмысленны и живую
жизнь нельзя уложить в реформы. Мы видим,
что его мессианство не в службе людям, он
открывает нечто новое. Наконец и
Раскольников, и князь Андрей приходят к
настоящим проблемам. Именно здесь их опыт
становится ценен для всего человечества, но
он достигается лишь в итоге испытания
смертью. И Толстой, и Достоевский ставят
своих героев в такое положение, когда иной
выход, решение невозможно.
Совершив
убийство старухи и Лизаветы, Раскольников
понимает, что не теорию он свою проверял, а
проверял самое главное, то, к чему осознанно
и мастерски вел его Достоевский на
протяжении всего романа, — наличие у
человека внутреннего нравственного закона
и судьи — совести, то есть присутствие в нем
Бога, “идеала Мадонны”, а не “идеала
Содомского”. Итак, мы видим, что проблема
эта не социальная или психологическая, а
нравственная и вечная.
Проблемы
смысла жизни, проблемы нравственные мучают
и князя Андрея. Итогом его исканий является
то, что он понимает, что “настоящая жизнь”,
единение с Богом предполагает любовь ко
всем, ко всему миру. А это есть прощение, то
есть он обязан простить Анатоля и любить не
одну Наташу и своих родных, а всех. Он стоит
перед выбором: жить так или любить одну
женщину, своих родных и иметь право на
остальные человеческие чувства: ненависть,
ревность. Трагедия состоит в том, что он
понимает, что на земле невозможно
реализовать его мечты единения со всеми. На
земле он не может простить. Перед отъездом в
армию он говорил княжне Марье, что прощать
— это “добродетель женщины”. Его идеал
жизни он может реализовать лишь путем
смерти. Парадокс? По Толстому — нет. Почему?
По свидетельству Чехова и К. Леонтьева,
которые, помимо того что были писателями,
были еще и врачами, князь Андрей не мог не
умереть, его раны были слишком серьезны и
неизлечимы в то время. Но Толстой нигде не
говорит прямоо смерти князя Андрея, так как
смерть для Толстого есть только переход в
другую жизнь, то есть новое рождение.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4