Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ"

Толстой "Война и мир" - сочинение "АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ"

Страница: 1  [ 2 ]  3  4  

. Эта идея
подкрепляется его верой в избранность
Наполеона. Культ Наполеона в то время был
очень популярен в Европе, обыкновенный
капрал превращается в императора — это
потрясло людские умы. Культ основан в
большей степени на честолюбии, и это,
безусловно, присутствует и у князя Андрея.
Но им движет не только честолюбие. Здесь
просматриваются зачатки его главной идеи —
всеобщего единения и любви. Он таки
становится “нашим князем”, но уже
разочаровавшись в “маленьком капрале” и
развенчав культ Наполеона. Подвиг Тушина
открывает ему глаза — слава не всегда
выбирает достойных ее. Развенчание
Наполеона происходит в Аустерлицком
сражении, когда тяжело раненный князь
Андрей сравнивает все происходящее со
спокойствием вечного неба. И именно в этот
момент, когда жизнь могла бы покинуть его,
он на мгновение соединяется с небом, с
природой, но этого мгновения ему достаточно
для того, чтобы понять
всю низменность происходящего. Наполеон,
который в это время проезжает мимо лежащего
князя Андрея, кажется ему ничтожным. "В
этой сцене Толстой дает нам намек на
последующую смерть князя Андрея, где это
мгновение слияния и единения с небом, всем
миром превратится в вечность.

Раскольников
также увлекается наполеонизмом и так же,
как и поначалу князь Андрей, видит в
Наполеоне некоторое воплощение своих идей
и теорий. Но сходство это поверхностно, и в
глубине имеются существенные различия.
Раскольников строит свою теорию “людей,
власть имеющих, и тварей дрожащих”,
опираясь на расчетливого Наполеона, такого
же теоретика людских судеб. Герой
Достоевского уподобляется ему, и
Раскольникову кажется, что его будущее
преступление — это и есть проверка этой
теории. Пока он строит теорию, сама живая
жизнь дает ему материалы и мотивы этого
преступления. Сцена из жизни нищего и
развратного Петербурга, второго Вавилона,
где “семилетний развратен и вор”, дают ему
повод усомниться в моральности человека, и
он решается на преступление ради выяснения
наличия морали в природе человека. Но пока
это бессознательно и незаметно зреет в нем,
он упоен своим вопросом, кто же он — “тварь
дрожащая” или “право имеет”.

Но
освободиться от наполеонизма и осознать
проблему, которая его истинно мучила,
Раскольников (в отличие от князя Андрея)
смог не вдруг, только через годы каторги.
Лишь там он понимает, что любой человек,
совершив убийство, убивает в себе Бога. “Я
не старуху убил, я себя убил. Так-таки и
ухлопал себя навеки”, — говорит
Раскольников. Понимание этого и есть
результат морального воскресения
Раскольникова. Итак, рассмотрев различие в
вопросе наполеонизма и обнаружив, что князь
Андрей отказывается от наполеонизма уже
в самом
начале, мы видим, что это их увлечение не
заключает главных проблем ни князя Андрея,
ни Раскольникова. Оно явственно указывает
на то, что роль Мессии ими в конце концов
будет исполнена — но в другом, более
глобальном масштабе. На поверхности лежит (да
и сам Раскольников мыслит именно таким
образом), что его мессианство состоит в том,
чтобы освободить людей от лживых
предрассудков и указать им путь “возвышения”.


Страница: 1  [ 2 ]  3  4  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz