Толстой "Война и мир" - сочинение "Взаимоотношения личности и народа в понимании Л. Н. Толстого в романе "Война и мир""
Страница: 1 2 3 [ 4 ]ководима...” Роль выдающейся личности в истории ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, предопределять движение истории и распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, “роевой” жизнью. Историю творят люди, массы, народ, & не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному произволу предугадывать направление событий. Толстой пишет: “Фатализм для человека такой же вздор, как произвол в исторических событиях”.
Из этого не следует, будто Толстой совершенно отрицал какую бы то ни было роль человека в истории и что он сводил ее к нулю. Он признает за каждым человеком право и даже обязанность действовать в границах возможного, сознательно вмешиваться в совершающиеся исторические события. Тот из людей, кто, пользуясь “каждым моментом свободы”, не только непосредственно участвует в событиях, но и одарен способностью, чутьем и умом проникать в ход событий и схватывать, постигать их общий смысл, кто един с народом, тот заслуживает имени подлинно великого человека, гениальной личности. Таких — единицы. К ним принадлежит Кутузов, а его антиподом является Наполеон.
“Есть великие поэмы, великие творения, имеющие всемирное значение, — вечные песни, завещаемые из века в век; нет сколько-нибудь образованного человека, который бы не знал их, не читал их, не прожил их...” — писал А. И. Герцен. К числу таких великих творений принадлежит “Война и мир”. Это самое монументальное создание Толстого, занявшее совершенно особое место в его творчестве, в истории русской и мировой литературы, в развитии художественной культуры всего человечества. “Война и мир” — вершина эпического творчества Толстого. Эта “вечная книга” положила начало всеевропейской славе писателя, принесла ему едва ли не мировое признание как гениального писателя-реалиста.
Страница: 1 2 3 [ 4 ]