Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Взаимоотношения личности и народа в понимании Л. Н. Толстого в романе "Война и мир""

Толстой "Война и мир" - сочинение "Взаимоотношения личности и народа в понимании Л. Н. Толстого в романе "Война и мир""

Страница: 1  2  [ 3 ]  4  

льдмаршала Толстой, несомненно, принял во внимание пушкинскую характеристику: “Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую он так чудно оправдал!”
Как в фокусе, он сосредоточивает в себе те настроения, которые были присущи и старому князю Болконскому, и князю Андрею, и Тимохину, и Денисову, и безымянным солдатам. Глубокая связь с родиной, со всем русским была источником его силы как полководца, как исторического деятеля. Лишь тогда личность полностью проявляет себя и оставляет след в истории, когда она органично связана с народом, когда в ней предельно концентрируется и затем выявляется все то, чем живет народ на данном историческом отрезке, — такой вывод можно сделать из рассмотрения образа Кутузова.
Кутузов как представитель народной войны противостоит в романе Наполеону — наглому и жестокому завоевателю, действия которого в изображении Толстого не только не оправданы ни историей, ни потребностями французского народа, но и противоречат нравственному идеалу человечества. В изображении Толстого Наполеон — “палач народов”, “человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз”, то есть лишенный чувства родины, для которого Франция была таким же средством в достижении мирового господства, как и другие народы и государства. Толстовский Наполеон — “азартный игрок”, зарвавшийся авантюрист, которого история в лице русского народа жестоко и заслуженно проучила.
В философских отступлениях и главах Толстой не раз повторяет мысль о том, что исторические события совершаются только потому, что должны совершаться, и что, чем более мы стараемся разумно объяснить исторические явления, тем они становятся для нас непонятнее. Чтобы объяснить явления истории, надо проникнуть в суть связи между человеком и событием, а для этого необходимо познать “историю всех, без одного исключения всех людей, принимающих участие в событии”, ибо все люди стихийно участвуют в общественно-историческом процессе и, значит, бессознательно творят историю. А поскольку сделать это не представляется возможным, то поневоле приходится признать фатализм в истории.
Итак, есть “две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы”. Иными словами: “Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей”. Так Толстой определяет границы свободы и независимости человека, область его сознательной деятельности и область необходимости, в которой властвует воля провидения. Это подводит к решению вопроса о роли личности в истории. Общая формула, часто по-разному повторяемая автором “Войны и мира”, звучит так: “...Стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима.


Страница: 1  2  [ 3 ]  4  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz