Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Время : его герой и антигерой. "Горе от ума" как политическая комедия."
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7uot; в русской классике, возникающая на разных этапах общественно-исторического развития. Отражение в пьесе основного конфликта эпохи: противопоставление "века нынешнего" "веку минувшему". Появление в эпоху подготовки декабрьского восстания нового типа личности, выразителя прогрессивных идей времени. В пьесе итог новый тип личности воплощен в образе Чацкого. II. Чацкий - выразитель идей "века нынешнего". Анализ монологов Чацкого и его споров с представителями фамусовской Москвы. Противопоставленность героя остальному обществу по всем важнейшим общественно-политическим и нравственным вопросам того времени: а) отношение к крепостному праву: воспоминание Чацкого о крепостном театре, о "Несторе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; б) отношение к образованию: Чацкий наделен "ждущим познаний" умом, "славно пишет, переводит", отличается свободомыслием, недаром Фамусов считает, что "сумасшедшим" Чацкого сделала его "умность", то есть глубокие знания и свободное мышление; он же называет Чацкого за вольнодумие "карбонарием"; в) отношение к общественному мнению: Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы? г) отношение к чинопочитанию и подхалимству: Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели; д) отношение к насилию иностранцев: ... чтоб истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья... или: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев; е) возмущение нравственным падением столичного общества мужчин, той ролью, сгорая нередко отводится мужу в семье: Муж-мальчик,муж-слуга из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей. (Можно добавить, что из Молчалина получился бы такой же муж рядом с Софьей; образец "мужа-мальчика" в комедии - Горич); ж) стремление Чацкого "служить", а не "прислуживаться", служить "делу", а не "лицам", его "связь с министрами" и дальнейший полный разрыв - намек на желание прогрессивно настроенной части молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем. Его поездка за границу была связана не только с "поисками ума", то есть идеей самосовершенствования, но и с необходимостью обрести единомышленников в своем деле. Такова еще одна особенность "героя времени" первой четверти Х1Х века. 111. Заключение. Непримиримость взглядов между Чацким и фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова, его роль "страдательная": в одно и то же время он и "передовой воин", "застрельщик", и при этом "всегда жертва" Фамусовская Москва в изображении Грибоедова I. Основной конфликт пьесы. Чацкий и косное, консервативное московское общество. "Век нынешний и век минувший". Прогрессивные идеи Чацкого "Служить бы рад, прислуживаться тошно"; "когда в делах, я от веселий прячусь"; "Чины людьми даются, а люди могут обмануться" и консервативные идеи Фамусова "Собрать все книги бы да сжечь", "ученость - вот чума".
Страница: 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7