Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Речевая характеристика персонажей "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского"

Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Речевая характеристика персонажей "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского"

Страница: 1  2  [ 3 ]  4  

ние реплики, он говорит как бы с оглядкой, но, поняв, что Порфирий все знает, Раскольников замолкает, и их диалог превращается в монолог Порфирия, который лишь изредка прерывается репликами Раскольникова, показывая его реакцию на услышанное. Внутренние реплики Раскольникова на протяжении всего романа обращают внимание на одну особенность данного персонажа. Он не мыслит о явлениях, людях, а говорит с ними.
“Гм... Так, значит, решено уж окончательно: за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Романовна...”
Именно поэтому в своей внутренней речи он нередко говорит за других, как бы споря с самим собой.
В тексте романа внутренняя речь героя занимает не меньшее, а, может, даже и большее значение, чем речь, обращенная к людям, поэтому мы можем сделать вывод, что для Раскольникова главным оппонентом является он сам.
Построение речи способно показать не только внутренний мир героя, раскрыть его идеи, душевное состояние, отношение к другим людям, но и показать или подчеркнуть какие-то иные черты, характеризующие личность, например умственное развитие, степень образования, социальное положение и т. д.
Ярким примером того, как речь характеризует умственное развитие человека, является короткая сцена у харчевни, в которой подчеркивается некоторая умственная отсталость Ли-заветы.
Интересно, что Достоевский сначала характеризует персонаж, а потом иллюстрирует данную характеристику диалогом.
“Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка...”
“— Завтра? — протяжно и задумчиво сказала Лизавета, как будто не решаясь...”
“— Аль зайти?..”
“— Хорошо, приду, — проговорила Лизавета, все еще раздумывая, и медленно стала с места трогаться”.
На живые и элементарные предложения мещанина Лизавета отвечала “протяжно, раздумчиво, как будто не решаясь”.
Речь Сони подчеркивает ее набожность, смиренность перед Богом, верность религиозным принципам.
“— С Полечкой, наверное, то же самое будет...” — говорит Раскольников.
“— Нет! Нет! Не может быть, нет! — как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее ножом ранили. — Бог, Бог такого ужаса не допустит”. Соня очень боится, что Полечка может пойти по ее пути, но она верит, что Бог не допустит этого ужаса. Или: “ — А тебе Бог что за это делает? — спросил Раскольников”. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать.
“Молчите! Не спрашивайте! Вы не смеете!..” По-моему, в этих двух принципах очень ярко показано благоговение перед Богом.
Также речь характеризует некоторых персонажей и с точки зрения их образованности. Например, Лужин. Он получает наслаждение от звука собственной речи. Говорит правильно, последовательно (разговор о молодежи), старается показать свою ученость: “...спешили отрекомендовать о своих познаниях...”
Речь является важным показателем социального положения героев. Достоевский дает яркие социальные характеристики практически всех персонажей романа, и эти характеристики иллюстрируются ихречью.


Страница: 1  2  [ 3 ]  4  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz