Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Речевая характеристика персонажей "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4е время нельзя сказать, что она эмоционально нейтральная. В ней достаточно много восклицаний. Иногда даже она прерывается:
“— Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток! — весело закричал Порфирий Петрович”.
“— Пожалуйте-е, напротив, на-а-против! если бы вы знали, как вы меня интересуете! Любопытно и смотреть и слушать... и ”, признаюсь, так рад, что вы изволили наконец пожаловать...”
Однако эмоциональность речи Порфирия какая-то наигранная. Он говорит подчеркнуто весело, раскованно, а на самом деле напряженно изучает Раскольникова. Своей веселостью он пытается, как мне кажется, усыпить бдительность Раскольникова и подтолкнуть его к непроизвольной откровенности. Его речь полна намеков, он как бы поддразнивает Раскольникова, пытаясь вывести его из равновесия.
“— И неужели в совершенном бреду? Скажите пожалуйста, — с каким-то особым жестом покачал головой Порфирий”..
Иначе построена речь Раскольникова. Первое, что бросается в глаза, — это оценка Раскольниковым своих слов и слов собеседника. Почти все его высказывания, а также многие высказывания Порфирия сопровождаются внутренними репликами, в которых Раскольников как бы оценивает каждый отдельный шаг, отдельный этап беседы и прикидывает, как ему вести себя дальше.
“Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличение ли? — причитал про себя Раскольников”. Или: “Знает! — промелькнуло в нем как молния”. “Глупо! Слабо! Зачем я это прибавил!”
Эти внутренние реплики подчеркивают напряжение Раскольникова, его страх перед Порфирием. Внешняя речь также довольно напряженна и натянута. Раскольников не принимает веселый тон беседы, предложенный Порфирием. Он отвечает ему сдержанно, опасаясь произнести лишнее слово, иногда — видимо, когда напряжение достигает высшего предела, — Раскольников пытается его скрыть развязной речью.
“— Надоели они мне еще вчера, — обратился вдруг Раскольников к Порфирию с нахально вызывающей усмешкой...” Об огромном внутреннем напряжении свидетельствует неловкость речи Раскольникова: “— Как это вы так заметливы?.. — неловко усмехнулся было Раскольников...”
Борьба за идею, начавшаяся при первой встрече, продолжалась во второй встрече и завершилась в третьей признанием Раскольникова, то есть победой над ним Порфирия.
В последней встрече Порфирий снимает маску, в которой играл с Раскольниковым в предыдущих беседах. Он предлагает Раскольникову откровенный и серьезный разговор.
“— Я рассудил, что нам по откровенности теперь действовать лучше, •— продолжал Порфирий Петрович, немного откинув голову и опустив глаза, как бы не желая более смущать своим взглядом свою прежнюю жертву и как бы пренебрегая своими прежними приемами и уловками, — да-а, такие подозрения и такие сцены продолжаться долго не могут”.
Это находит отражение и в речи Порфирия. Она становится более сбивчивой и прерывистой, это подчеркивает искренность его слов. Раскольников в начале встречи продолжает все так же оценивать ход борьбы, мы видим все те же внутренние реплики, он говорит как бы с оглядкой, но, поняв, что Порфирий все знает, Раскольников замолкает, и их диалог превращается в монолог Порфирия, который лишь изредка прерывается репликами Раскольникова, показывая его реакцию на услышанное.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4