Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "Два письма из "Евгения Онегина""
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9quot;, "…Души неопытной волненья // Смирив со временем (как
знать?)".
Пушкин определяет такие клише как галлицизмы:
Мне галлицизмы будут милы,
Как прошлой юности грехи,
Как Богдановича стихи.
Помимо "Элоизы" Руссо, Татьяна, возможно, читала стихи Дебор-Вальмор, французской поэтессы.
Впервые на это обратил внимание Л. С. Сержан. Например: "Вся жизнь моя была залогом // Свиданья верного
с тобой" — калька текста одной из элегий. Возможно, это своего рода эпатаж в пику шишковистам. Галлицизмы,
риторические формулы, приёмы французских эпистолярных романов — всё это, по мнению Лотмана,
мистификация, это не бросает тени на искренность признания Татьяны. Татьяна понимает, на что обрекает
себя в случае разглашения Онегиным тайны письма. И "стыд", и "презренье" действительно обрушатся на
Татьяну. В XIX веке это позор — писать незнакомому молодому человеку, признаваясь в любви. Но Татьяна
пишет твёрдою рукою, это её выбор. Она всегда сама решает свою судьбу. Впоследствии лишь от неё
зависело решение о свадьбе и переезде Москву.
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Мать не приказывала, а молила. Татьяна уверена, что после прочтения письма Евгений не отвергнет её:
"Хоть каплю жалости храня, // Вы не оставите меня". Значит, знала, что её полюбят. Интуиция? Или это вовсе
не уверенность, а надежда, мольба. Белинский скажет: "Онегин не узнал своей родной души; Татьяна же узнала
в нём свою родную душу, не как в полном её проявлении, но как в возможности". Татьяна догадывалась об этой
возможности.
В начале письма по-детски простодушно проступает само собою разумеющееся единение Тани со своими
близкими
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
Да, Татьяна видела Евгения мельком, несколько раз, она внимательно слушала его, но достаточно ли
этого для возникновения настоящей высокой любви? Кто этот чужой человек, к которому Таня обращается на
вы, он намного старше 18-летней героини, воспитан столицей. Она права: "В глуши, в деревне всё вам скучно".
Ей остаётся только "Всё думать, думать об одном // И день, и ночь до новой встречи". О чём могла думать
юная Таня, воспитанная на французских романах?
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Уж не представлялся ли ей Онегин книжным героем? И она, подобно тысяче молодых героинь (Кларисса,
Юлия, Дельфина), пишет ему письмо. В данном случае Пушкин придаёт своей "молодой героине" черты
романтического образа. Она жила романами, видела себя героиней этих романов.
Письмо Татьяны свидетельствует о сентиментальной моде того времени. Набоков видит это в словах:
"Когда я бедным помогала…" Вполне возможно, что это указывает и на род занятий в семье: нищим подавать
или "молитвой услаждать // Тоску волнуемой души".
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9