Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Тема падения и духовного возрождения..."
Страница: 1 2 [ 3 ]в своих ошибочных взглядах.
«Бес» предубеждений и после преступления не отпускает героя. Все время, пока ложная теория определяет его поступки и внутренний мир, он находится в крайне болезненном состоянии: его мучат горячка, бред, сны-кошмары. Духовные силы Раскольникова напряжены до предела, он становится раздражительным, мнительным, порой даже агрессивным. Сон Раскольникова о «трихинах» - также проявление мотива «умственной заразы», которая делает людей «бесноватыми». «Выздоровление» Раскольникова, его духовное возрождение, возвращение к Богу невозможно до тех пор, пока ложные представления о людях не будут изгнаны из его сознания.
В рамках основного сюжета истинного воскресения героя не происходит. И даже на каторге он не испытывал «жгучего раскаяния»: «он не раскаивался в своем преступлении… в одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Но автор убежден, что духовное возрождение Раскольникова вполне возможно: он способен к жалости и состраданию, им движет не расчет и не порок, а стремление к справедливости, к победе над злом. «Выздоровление» Раскольникова намечено только в конце второй главы эпилога. Любовь к Соне – начало новой жизни. Раскольников берет в руки Евангелие, и это символично. Но окончательный духовный перелом в герое – дело будущего: он должен еще искупить свой грех, пройдя через очищающие душу страдания.
Новая жизнь, смысл которой, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям, к незыблемым нравственным истинам, к Богу, «не даром» достается человеку: «ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом». «Перерождение» героя не может произойти внезапно, это длительный процесс постепенного обновления, постепенного перехода из одного мира в другой. По словам писателя, обновление Раскольникова могло бы стать темой отдельного произведения.
Страница: 1 2 [ 3 ]