Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Тема падения и духовного возрождения..."
Страница: 1 [ 2 ] 3д насилием, жертвами, кровью. Раскольников, пораженный величием и славой «творцов истории», выводит свою теорию. Он приходит к выводу, что все человечество делится на две категории людей. Есть люди, принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие», и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, - «сильные мира сего».
Разделив всех людей на два разряда, Раскольников задает себе вопрос, к какому разряду принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?.. Тварь ли я дрожащая или право имею…» По своим убеждениям главный герой стал атеистом. Он потерял веру в Бога. Христианские заповеди «Не убий», «Не укради», «Не сотвори себе кумира» не сочетались с его теорией. Он отрицал эти главные законы, не признавал идею о самопожертвовании. Все это он не принимал разумом, хотя сердце у него было чутким и гуманным. Раскольников не мог понять, почему «милосердный Бог» не спасет нищих. Он говорит Соне «со злорадством»: «Да, может, Бога-то совсем нет». Раскольников своей теорией выражает протест против христианской веры. Он убеждает себя, что мир спасет не Бог, а добрый тиран, «властелин».
Создав теорию, Раскольников порывает и с человечеством, и с Богом. Сам факт убийства – это уже открытое проявление «бунта» против нравственности. Автор подробно, натуралистически описывает, как герой точно вслепую бьет по голове старуху и грабит ее. Это сделано для того, чтобы читатель острее почувствовал ужас совершенного и осознал ту нравственную пропасть, которая поглотила героя.
В «деле» возникает непредусмотренная, непредвиденная ситуация. Раскольникову приходится убить неожиданно пришедшую сестру старухи, несчастную, ни в чем не повинную Лизавету. О ней автор говорит, что «до того эта несчастная Лизавета была проста, забита и напугана раз навсегда, что даже руки не подняла защитить себе лицо…» Решив лишить жизни старуху-процентщицу во имя «униженных и оскорбленных», Раскольников губит одну из несчастных. Писатель не случайно сравнивает Лизавету с ребенком, подчеркивая ее беспомощность, беззащитность, а следовательно, беспредельную преступность происшедшего. Эта чудовищная картина выражает авторскую мысль о том, что одно преступление влечет за собой другое; проявление бесчеловечности в частном, конкретном случае перерастает в античеловечность глобальную. Впоследствии выясняется, что Лизавета была беременна. Значит, Раскольников совершил тройное убийство.
В горестном одиночестве Раскольников начинает мучительно осмыслять то, что совершил. Он понимает, что преступление сломило его, сломило как человека. Преступление Раскольникова не имело социальных результатов. Мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Однако неудача, которую потерпел Раскольников, не вызвала у него сомнений в правильности его теории: ведь он убежден, что открыл новый нравственный закон, который его преступление «подтверждает» независимо от результата. Раскольников убежден, что он ошибся в себе, а не в своих ошибочных взглядах.
Страница: 1 [ 2 ] 3