"Роль портретных характеристик в произведениях русской литературы (М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой)"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
ой обстановке его внутренние качества прекрасно гармонировали бы с его внешностью. Но совершенное им убийство жестоко ранило душу, что и проявилось во втором портрете. При описании Сонечки автор подчеркивает ее кротость и детскую чистоту: “Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее... была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалось почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком”. Наивность и простодушие с трудом сочетаются с безобразными уличными лохмотьями, в которых читатель видит девушку впервые. Ф. М. Достоевский убедительно доказывает, что “весь этот позор ... коснулся ее только механически”. Портреты были бы неполными, если бы писатель не обращал внимания на взгляд героев. Глаза выражают ту нравственную катастрофу, которую переживают почти все персонажи. “Прекрасные темные глаза” Раскольникова в первом портрете сменяются “воспаленным взглядом” во втором. Голубые глаза Сони “неподвижны от ужаса”, когда она видит раздавленного отца, и “потеряны”, как у испуганного ребенка, когда девушка приходит в каморку Раскольникова. Целую гамму чувств выражает взгляд Сони, когда она выслушивает исповедь Родиона Романовича. Но ни разу не упоминает Достоевский о глазах Лужина. Да и что говорить о “зеркале души” человека без души.
Признанным мастером психологического анализа не только в русской, но и в мировой литературе является Л. Н. Толстой. Среди любимых писателем приемов воплощения характера особую роль играет портрет. У Толстого, словно в зеркале, отражается “живая правда человеческой физиономии”, “редкими чертами выведено наружу все, что таится внутри... человека”. В портретах толстовских героев все изменчиво, подвижно. Внешний облик служит средством передачи динамики душевной жизни героя. Портрет персонажей “Войны и мира” рассредоточен по разным временным и пространственным слоям повествования. Л. Н. Толстой использует несколько типов описания внешности. Одни из них — это фиксация какой-то определяющей черты облика. Таковы упоминания о лучистых глазах княжны Марьи, совершенно преобразующих ее некрасивое лицо, вздернутой верхней губке с усиками маленькой княгини. Другой вариант портретной характеристики — это стремление уловить малейшее движение лица, взора, улыбки. Так, во время первого разговора с Пьером о предстоящем отъезде на войну лицо молодого Болконского дрожит нервическим оживлением каждого мускула. При встрече с Андреем через несколько лет Пьера поражает “потухший взгляд” друга. Оживление возвращается к князю Болконскому в пору увлечения Наташей. А накануне Бородинского сражения на лице Андрея неприятное и сосредоточенно-злобное выражение. Так же изменчива и внешность Наташи, которая из некрасивой и большеротой девочки превращается в юную очаровательницу, а затем становится символом материнства.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4