"Роль портретных характеристик в произведениях русской литературы (М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой)"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
ды и впечатление не растраченных до конца сил, которые уже не радуют Печорина. Он безразличен к своей судьбе, к своему прошлому.
Позднее, в творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого на смену развернутым характеристикам внешности пришли портреты, отмечающие какую-то одну, но очень важную в смысловом отношении деталь. Например, в портрете гоголевского Акакия Акакиевича главной чертой оказывается совершенная безликость, всеми способами подчеркнутая писателем.
И. С. Тургеневу достаточно упомянуть об “обнаженной красной руке” Базарова, и читатель сразу понимает, что перед ним человек, не боящийся никакого труда. “Длинный балахон с кистями”, “висячие бакенбарды песочного цвета” — все эти детали показывают, что даже во внешнем облике героя содержится плохо скрываемый вызов “феодалам”, в дом которых он едет. Сразу становится понятно, что в семье Кирсановых Евгений будет чужаком. Демократической внешности Базарова противопоставлен изысканный портрет Павла Петровича: “... Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза...” Не случайно обращает внимание И. С. Тургенев на руку Кирсанова, красивую, ухоженную, “с длинными розовыми ногтями”. Портретные детали, отмеченные в облике Базарова и Павла Петровича, не оставляют у читателя сомнений, что между двумя представителями различных сторон русской жизни неизбежно столкновение. При описании Одинцовой автор тонко подметил индивидуальные особенности героини: удивительную красоту, но спокойное равнодушие и желание оградить себя от сильных потрясений и тяжких дум. Глаза Анны Сергеевны глядели “спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво”.
Огромнее значение внешности героя придавал Ф. М. Достоевский. Раскрывая внутренний мир своих персонажей, писатель стремился показать столкновение противоборствующих сил, непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Герои его произведений не просто переживают, они мучительно страдают. Стремясь к глубокой психологической мотивировке персонажа, Ф. М. Достоевский подчиняет этой задаче и портретную характеристику. Так, в романе “Преступление и наказание” писатель дважды прибегает к описанию внешности своих героев. На первых страницах книги он как бы мельком говорит о Раскольникове: “Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен”. Позднее о герое сказано так: “... Раскольников ... был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытершшвающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный”. Раскольников перегнивает сложную идейную катастрофу, которая изменяет его нравственную сущность, что отражается на внешнем облике. Герой Ф. М. Достоевского по природе своей был привлекателен, в другой обстановке его внутренние качества прекрасно гармонировали бы с его внешностью.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4