Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Сочинение по роману Льва Толстого «Воскресение»"

Толстой "Воскресение" - сочинение "Сочинение по роману Льва Толстого «Воскресение»"

Страница: [ 1 ]  2  3  

Последний роман Толстого «Воскресение» (1889—1899), над которым он работал 10 лет, стал своеобразным итогом творчества писателя, а вместе с тем и открытием новых перспектив в развитии искусства XX века. Толстой писал «Воскресение» в обстановке нового подъема общественного движения в России, и это нашло прямое отражение в огромной силы обличении самодержавного государства, царского суда, церкви.

Здесь наиболее остро проявилось то «срывание всех и всяческих масок», которое стало особенно характерным для творчества Толстого последнего периода. В романе поставлены важнейшие вопросы, всегда волновавшие писателя, но приобретавшие особую актуальность к концу XIX в.-. о классовом неравенстве, страданиях, бесправии нищего крестьянства и его праве на землю, о бесчеловечной машине самодержавного государства, о церкви, стоящей неизменно на страже интересов господствующих классов.

Никогда еще в русской литературе не было создано столь резкого обличения буржуазного правосудия, всех бюрократических учреждений, церкви, синода, привычного богослужения в тюрьме, изображенных с громадной сатирической силой.

В основе композиции «Воскресения» лежит последовательное и многообразное противопоставление жизни народа и жизни господ. На первых же страницах романа Толстой прямо сопоставляет условия жизни Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова, бывшего непосредственным виновником всех ее несчастий. За каждой мелочью одежды Нехлюдова, за всеми предметами его обихода возникает представление о чужом труде, поставленном господами себе в услужение так же, как они поставили себе в услужение самую жизнь, судьбы людей из народа. Нейтральный, казалось бы, мир вещей, предметов становится в «Воскресении» мощным средством обличения: «В то время, когда Маслова, измученная длинным переходом, подходила с своими конвойными к зданию окружного суда, тот самый племянник ее воспитательниц, князь Дмитрий Иванович Нехлюдов, который соблазнил ее, лежал еще на своей высокой, пружинной с пуховым тюфяком, смятой постели и, расстегнув ворот голландской чистой ночной рубашки, с заутюженными складочками на груди, курил папиросу…»

Изображая роскошь, изящество, внешнюю чистоту жизни «верхов», Толстой не забывает напомнить, чьими руками создается все это благополучие. Это особенно отчетливо проявляется, например, в сцене посещения Нехлюдовым правительственной канцелярии, где он «нашел в великолепном помещении великолепных чиновников, чистых, учтивых, корректных от одежды до разговоров, отчетливых и строгих. «Как их много, как ужасно их много, и какие они сытые, какие у них чистые рубашки, руки, как хорошо начищены у всех сапоги, и кто это все делает?..»

Использованный еще в романе «Анна Каренина» принцип изображения действительности с мужицкой точки зрения еще более расширяется в «Воскресении». В «Воскресении», впервые в творчестве Толстого, одним из центральных героев произведения выступает человек из народа. Рассказав историю тяжелой жизни Катюши Масловой, писатель замечает, что «это была самая обыкновенная история».


Страница: [ 1 ]  2  3  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz