"Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах"
Страница: 1 2 [ 3 ]
о: / Противоречий очень много, / Но их исправить не хочу\". Таким образом, противоречие как принцип построения \"пестрых глав\" Пушкин положил в основу художественной идеи романа.
На уровне характеров это дало включение основных персонажей в контрастные пары, причем антитезы Онегин — Ленский, Онегин — Татьяна, Онегин — Зарецкий, Онегин — автор и др. дают разные и порой трудно совместимые облики заглавного героя. Более того, Онегин разных глав предстает перед нами в разном освещении и в сопровождении противоположных авторских оценок. Да и сама авторская оценка дается как целый хор разных голосов.
Гибкая структура онегинской строфы позволяет такое разнообразие интонаций, что в конце концов позиция автора раскрывается не какой-либо одной сентенцией, а всей системой оценок. Так, например, категорическое осуждение героя в 7-й главе, данное от лица повествователя, чей голос слит с голосом Татьяны, \"начинающей понимать\" загадку Онегина (\"подражанье, ничтожный призрак\", \"чужих причуд истолкованье...\"), почти дословно повторено в 8-й, но уже от лица \"самолюбивой ничтожности\", \"благоразумных людей\", и опровергнуто всем тоном авторского повествования. Но, давая новую оценку героя, Пушкин не отменяет и старой. Он предпочитает сохранить и столкнуть обе. Так, например, в характеристиках Татьяны находим явное противоречие: \"русская душою\", \"она по-русски плохо знала... И изъяснялася с трудом На языке своем родном\".
Пушкин, таким образом построив текст, дает понять читателю, что жизнь принципиально не вмещается в литературу. И действительно, реальная жизнь таит в себе неисчерпаемые возможности и бесконечные варианты. Поэтому автор не дал сюжету однозначного развития, хотя и вывел в своем романе основные типы русской жизни. Это, с одной стороны, Онегин — тин \"русского европейца\", человека ума и культуры и одновременно денди, томимого пустотой жизни; и с другой стороны, Татьяна — русская женщина, связавшая народность чувств с европейским образованием, а прозаичность светского существования — с одухотворенностью всего строя жизни.
Пушкин оборвал роман, \"не договорив\" сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста. Но в \"Евгении Онегине\" он создал не только роман, но и формулу русского романа. Эта формула легла в основу всей последующей традиции русского реализма. Скрытые в ней возможности исследовали и Тургенев, и Гончаров, и Толстой, и Достоевский.
Страница: 1 2 [ 3 ]