"Тема свободы в лирике Пушкина"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5
льных надежд, ознаменовавших все царствование
Александра 1. В стихотворении 1827 года \"Арион\" Пушкин подводит
итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности,
оценивает их дело - и свое в нем место, свою роль. В
аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого:
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчании правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн -
Пловцам я пел...
Обратите внимание, каждый занят своим, важным делом, и задача
певца - петь пловцам, нести Слово о них - Вечности. Именно
поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца:
спасен тот, кому дано
Слово. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:
Я гимны прежние пою...
Утверждение вольности прежним идеалам и друзьям, во имя этих
идеалов пожертвовавшим собой, звучит и в послании \"Во глубине
сибирских руд...\" Философское понимание свободы не уводит
Пушкина от \"прежних гимнов\", от былых идеалов. Оно лишь
помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что
свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности,
что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о
какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено
духовное освобождение. Глубочайшее философское осмысление
свободы дано в стихотворении 1828 года \"Анчар\". В первой же
строфе
возникает образ \"часового\". Часовой стоит на границе, охраняет
один мир от другого черты особого мира, мира Анчара. Это мир
абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а
от переизбытка: \"Яд каплет сквозь его кору\"..
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет...
Тигр - воплощение жестокости; но это жестокость оправданная,
понятная: он разрывает жертву и поедает ее, но он убивает
оттого что голоден. Зло Анчара - именно абстрактное
зло, страшное самой своей беспричинностью. По сути, привычному
человеческому миру противостоит антимир. Стихотворение
построено на антитезе: первая его часть о самом \"древе
яда\" отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая
начинается именно с подчеркнутого противопоставления:
Но человека человек..
Посмотрите, в этой строчке намеренно убраны сословные
перегородки: ведь перед лицом \"антимира\" и господин, и слуга
прежде всего - люди, которые должны бы вместе противостоять
дачу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что
перед ним не люди, а хозяева и рабы.
Одного лишь \"властного взгляда\" достаточно рабу, чтобы пойти
на смерть и за смертью. Мы привыкли сочувствовать
рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у
Пушкина? Нет, \"бедный раб\", покорный взгляду царя и умирающий \"у
ног
Непобедимого владыки\" вызывает скорее презрение. Он так же
отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть
клеймо его духовного рабства; как и чувство вседозволенности,
руководящее \"владыкой\".
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5