"Фонвизин — «Друг свободы»"
Страница: 1 [ 2 ]
твенных зол: “Мне случилось по земле своей поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню.
Я видел от почтеннейших предков презренных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих”. И вот что растерзало писателю сердце. Об этом писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю “Былей и небылиц”, т. е. к самой императрице Екатерине II.
Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями: Вольтером, Дидро, Д\'Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа.
Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями, острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.
Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами “Трутень” и “Живописец”. Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным “Недорослем” и. наконец, А. Н. Радищев со знаменитым “Путешествием из Петербурга в Москву” —- таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянском революционной мысли.
Страница: 1 [ 2 ]