"Свободолюбивая лирика Пушкина"
Страница: 1 [ 2 ]
свободе в его творчестве мы не найдем. Однако П не мог не откликнуться на те важные для России события, которые про-изошли 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов застало поэта в Михайловском, в ссылке, но он искренне пере-живал за своих друзей и поддер-живал их в своих произведе-ниях. В 1827 году он пишет стихотво-рение \"Арион\". В этом стихотворении П-н размышляет о своей судьбе, которая убе-регла его от каторги и смерти, ибо он - поэт. Погибли все (\"и кормщик и пловец\"), лишь он, \"таинственный певец, на берег выброшен грозою\" и \"гимны прежние\" поет. Это идеалы свободы, не оставлявшие его никогда. Постепенно в лирике П-на темы свободы и рабства становятся более философски-ми. Из них исчезает прямая социальная и политическая ок-раска. Стихотворение \"Анчар\" (1828 г) сознательно лишено поэтом всяческих конкретных примет места и времени, но в рабе, который \"послушно в путь потек\" и покорно умер \"у ног непобедимого владыки\", мы видим русский народ, его трагичекую судьбу. П остро чувствовал ту истину, которую сформулировал Герцен: \"Невоз-можно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри\". И понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием внутренней, духовной свободы. Особенно это ярко выражено в стихотворении \"Из Пинде-монти\" (1836 г). В этом произведении утверждается независимость и самоценность нравственной жизни человека. Его интеллектуальная и духов-ная проблематика заключается в размышлениях над темой поли-тической, моральной, личной и духовной свободы. К этому времени поэт понял, что даже полная свобода слова бессмыс-ленна в обществе, где отсут-ствует мораль, совесть и страх перед Богом. Всякая попытка государственного служения в ситуации морального зла, господствующего в обществе, оказывается смешной. Представление о счастье у П-на теперь ассоциируется с возможностью \"по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам…\". \"Вот счастье! вот права…\" - восклицает П в конце стихотворения. Так П изобразил концепцию идеального пути и идеальной свободы.
Страница: 1 [ 2 ]