"Роль любовной интриги в произведениях И. С. Тургенева"
Страница: 1 2 [ 3 ]
риходится действовать в полном противоречии со своими убеждениями. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению и по характеру, причем охвачен настолько, что начинает сам злиться на себя.
Идейно-художественный замысел произведений “Дым” и “Вешние воды” определил своеобразие положенных в их основу конфликтов и взаимоотношений героев. Если в предыдущих романах центром “любовного треугольника” являлась женщина, то в этих произведениях — мужчина (Ирина — Литвинов — Татьяна, госпожа Полозова — Санин — Джемма). Главным для писателя становится исследование иррациональной природы чувства.
В произведениях не сказано ни слова относительно того, каковы были общественные взгляды Литвинова и Санина и тем более общественная деятельность. Тургенев даже подчеркивает аполитизм героев. Так, в “Вешних водах” он прямо говорит об отсутствии у Санина общественных интересов: “Тревожные чувства, обуревавшие лучшей частью тогдашней молодежи, были ему мало известны”.
Конфликт, на котором строятся эти произведения, — противопоставление слабого духом героя (Литвинова и Санина) и сильной, властной героини (Ирины и г-жи Полозовой). Перед Литвиновым и Саниным стоит проблема выбора: или напряжение, или Таня и Джемма, которые несут своей любовью спокойствие, уверенность, умиротворение.
У Ирины огненная, ненасытная душа. С юных лет ею движут сильные чувства, и хорошие и дурные. Встреча с Литвиновым в Баден-Бадене воскресила в ней единственно настоящую любовь. Но прошедшие годы наложили неизгладимый отпечаток. В душевном холоде остывает и ее собственное, вначале как будто пылкое, чувстве”. Герой романа Литвинов не столь цельный и самобытный, как Рудин, Базаров, Инсаров; это не деятельная, а страдающая фигура. “Ангел-хранитель” Татьяна спасает жалкую жертву “роковых страстей”.
Тема “чада”переходит и в повесть “Вешние воды”, где Тургенев показывает пошлость, которая засасывает. Санин — человек благородный, пылкий, отважный, готовый жертвовать собой, если речь идет о деле чести. Но все это оказывается зыбким. Достаточно ему попасть в чадную атмосферу, как слепая, нелепая страсть стирает все — и истинную любовь и благородство: “Ему следовало отдохнуть от этого чада, который забрался ему в голову, в душу — этого негаданного, непрошенного сближения с женщиной, столь чуждой ему”. Утрата Джеммы привела Санина к горькой утрате радостного сознания осмысленного бытия.
Философия чувств у Тургенева противопоставляет иллюзорную любовь-страсть истинному чувству. Композиция этих произведений ведет к решительному утверждению величия подлинной любви, к пониманию того, что настоящее чувство вечно.
Страница: 1 2 [ 3 ]