"ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 [ 2 ] 3
ночной и утренний; осенний - на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реали-стический.
В стихотворении \"Румяный критик мой...\" некрасивый, сниженный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина, его отказ от романтизма и утверждение реализма в творчестве.
В \"Осени\", наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину пока-зать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою \"странную\" любовь к осени: Мне нравится она,/Как, вероятно, вам чахоточная дева/Порою нравится. На смерть осуждена,/Бедняжка клонится без ропота, без гнева/Играет на лице еще багровый цвет,/Она жива еще сегодня, завтра нет.
Пушкин воспринимает осень как смерть, но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: И забываю мир - и в сладкой тишине/Я сладко усыплен моим воображеньем,/И пробуждается поэзия во мне...
Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимис-тические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихот-ворений восхищается красотой природы и радуется жизни:
Под голубыми небесами/Великолепными коврами...
Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный:
Мчатся тучи, вьются тучи, /Невидимкою луна/Освещает снег летучий.
В стихотворении \"Бесы\" пейзаж символичен: дорога - это жизненный путь человека, буря - жизненная буря, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.
Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как \"Анчар\" и \"Пророк\". Анчар - это символ зла в мире, а пустыня в \"Пророке\" символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем - \"Брожу ли я...\" и \"Вновь я посетил...\".
В стихотворении \"Брожу ли я...\" мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.
Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна, у ней нет души, она безлика, а каждый человек - это неповторимая индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы:
И пустьу гробового входа/Младая будет жизнь играть,/И равнодушная природа/Красою вечною сиять.
Страница: 1 [ 2 ] 3