"Образ поэта и тема творчества в лирике А.С.Пушкина."
Страница: 1 [ 2 ]
ает себя во власть воображения:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем…
Поэт создаст свое произведение, и оно «уйдет» к людям. Жизнь поэта, таким образом, - постоянный уход от мира и возвращение к нему. Поэт связан с землей, но он же, как сказано в стихотворении «Поэт и толпа», – «сын небес». Это соотношение между человеком и поэтом для романтиков неприемлемо. У Пушкина же, преодолевшего односторонность романтической концепции, возможна совместимость житейского и творческого начал в одном лице. В стихотворении «Поэт» он отказывается от романтической идеализации поэта. И все-таки творчество истинного художника остается жить в веках. Он готов отказаться от всех земных благ и принести себя в жертву Аполлону – богу искусства. И эту жертву Пушкин называет «священной». Эпитет поясняет мысль: дар творчества – святой, дар богов, изменять ему недопустимо.
Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. В стихотворении «Поэт и толпа» дан суровый отпор «толпе», «черни», пытающейся навязать художнику свои взгляды на искусство. Пушкин создает обобщенный портрет публики, которая пытается судить о том, чего она не может или не хочет понять. «Толпа» требует, чтобы поэт исправлял ее пороки, приносил пользу:
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй…
Пушкин же считает, что поэту нельзя делать заказ, указывать ему на темы для творчества. В стихотворении он создает емкую формулу, раскрывающую абсолютную ценность поэзии:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
В сонете «Поэту» Пушкин продолжает развивать эту мысль:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Никто не должен вторгаться в мир поэта. Его путь - к нравственному совершенствованию. Ему важна не оценка «толпы», а «высший суд», суд собственный, самый строгий.
Образ поэта в лирике Пушкина – образ человека, способного на «подвиг благородный» во имя искусства. Он лишен мелкого тщеславия, не требует наград, «венца». Верность высоким идеалам искусства – шаг к бессмертию поэта. В своем поэтическом завещании, в стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836г), Пушкин подводит итог размышлениям о судьбе художника, о назначении поэзии:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Страница: 1 [ 2 ]