"Образ Пушкина в творчестве русских писателей и художников"
Страница: 1 [ 2 ] 3
что усиливает динамический эффект. «Ничего застывшего, все в движении в этом рисунке: несущиеся облака, листья, клонящиеся ветви деревьев, развевающиеся волосы и галстук поэта, даже стремительно приподнятая голова и взгляд, обращенный в сторону. Художник воссоздал облик Пушкина с таким артистизмом и легкостью, как будто писал его с натуры»1. Рисунок, согретый индивидуальным авторским отношением, передает целую гамму переживаний самого поэта, которому неуютно, одиноко в мире, а также в нетрадиционно решенном образе отчетливо выражается сопереживание, сочувствие Пушкину.
Подготовка к юбилейным празднествам 1899 года вызвала энтузиазм стихотворцев, посвятивших поэту немало поэтических произведений. Однако популярность получили в основном те из них, в которых культивировалась официозная трактовка его облика и творчества. Превалировали утверждения, что поэт был верноподданным, защитником монархии, истым верующим. Таким поэта стремились представить прежде всего молодому поколению. В стихах «Пушкин для русских детей» второразрядный поэт П. Потехин, к примеру, писал:
* Православной полон веры,
* Он (Пушкин.) царя чтил, как отца.
* Далее в этом же посвящении утверждалось, что Пушкин
* .верноподданным примерным
* Являл себя всю жизнь свою,
* Слугой паря, прямым и верным,
* Горя любовию к царю.
* А вот как передавались подробности биографического характера. Когда
* .утонули
* Его (Пушкина — Я. В.) друзья в житейском бурном море,
* Он уцелел. И царская рука
* Ему пожала руку крупно, честно.
* Была минута эта высока.
Согласно официально признанной легенде, поэт не только жил благодаря заботам о нем государя-императора, но и творил лишь благодаря божественному благоволению, тому вдохновению, что даровалось за непротивление и набожность. В стихотворении Трефолева, так и озаглавленном «Пушкин в духовно-нравственном отношении», утверждалось:
.влекомый вдохновеньем, Молитвы он перелагал, И сам усердно, с умиленьем Он Слово Божие читал. Поэты этого направления усердно возглашали, что Пушкин и только он их предтеча.
* Не для житейского волненья,
* Не для корысти, не для битв,
* Ты был рожден для вдохновенья,
* Для звуков чистых и молитв.
Майский номер журнала «Мир искусства» за 1899 год был целиком посвящен Пушкину. В нем выступили символисты с доказательствами своих прав на монопольное обладание пушкинским наследием. Они утверждали, что «Праздник. пушкинской поэзии со всей искренностью и радостью будет отпразднован лишь в одном из литературных переулков, именно в том, где обитают поклонники символизма и эстетики». Именно они, символисты, могут считаться единственными наследниками Пушкина, который, по словам Н. Минского, провозглашал «красоту», постигаемую иррациональным путем, равнодушную к злу и добру.
От каких посягательств защищали пушкинскую музу символисты? Прежде всего их пугала «нахлынувшая волна демократического варварства», то есть распространение грамотности в массах крестьянства и рабочих.
Страница: 1 [ 2 ] 3