"Судьба народа в творчестве А. Твардовского и ее художественное воплощение"
Страница: 1 [ 2 ] 3
нца, что «...недаром боролись / Мы за Родину-мать». И по праву человека, который отдал все, что у него было, мертвые зовут живых к ответу:
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье –
Эта кара страшна.
В этих строках поэт опирается на очень глубокие народные традиции, восходящие к древним временам. Не случайно здесь и обращение — «братья», в нем — тоже определенная традиция.
Судьба народная отразилась в самом известном произведении А. Твардовского военных лет - поэме «Василий Теркин». Это «Книга про бойца», как назвал ее сам автор, книга о народе и для народа, адресованная не избранному кругу любителей поэзии, а рядовым бойцам. Этим определяется и ее художественный язык - доступный и понятный.
Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
- Вот стихи, а все понятно,
Все на русским языке... -
так сам поэт обозначает свою задачу. Его герой, Василий Теркин, обладает завидной литературной судьбой. Он сошел со страниц поэмы, активно вошел в жизнь, многие бойцы писали автору, что знали Теркина лично, а иногда и письма ему адресовали. Созданный А. Твардовским образ - это воплощение народного характера в его лучших проявлениях. При этом он не являет собой отвлеченный идеал, это живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его характере соединились черты героя народных сказок о лихом и находчивом солдате, героя народных песен - есть в народном творчестве специальный жанр - солдатские песни, героя народных преданий и легенд о богатырях и черты, восходящие к литературным традициям - например, чем-то похож он на персонажей «Севастопольских рассказов» Л. Толстого. Теркин - это стойкий боец, закаленный трудностями жизни, труженик, мастер на все руки - и плотник, и печник, и часы починить умеет, лихой гармонист и балагур, слово которого жадно ловят слушатели. Войну он воспринимает как трудную, но необходимую работу, не проявляет показного геройства, не говорит громких слов - даже о самом высоком, о своей любви к родине. Он говорит обыденно-просто и вместе с тем с поразительной искренностью, глубиной чувства:
...Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак. Наши деды, наши дети, Наши внуки не велят. Сколько лет живем на свете? Тыщу?.. Больше? То-то, брат!
Герой поэмы не отделяет свою жизнь от жизни страны - отсюда и эти слова о том, что живем на свете больше «тыщи» лет.
Новой вершиной творчества А. Твардовского и всей русской поэзии XX века стали его стихи и поэмы 1950-60-х годов. В них автор вновь и вновь обращается к теме народной судьбы, заново переосмысливает многое случившееся в жизни его соотечественников за полвека. Обращается он и к самому сокровенному - судьбе своих близких, с которыми так жестоко расправилась когда-то власть. Эта тема пронизывает и лирику А. Твардовского, и его поэму «По праву памяти». «Памяти матери» - так назван один из циклов его стихов, датированный 1965 годом. Не только о своей матери, о трагической судьбе всего русского крестьянства пишет в нем автор. Время вмешалось в жизнь людей, которые от веку жили и работали на земле, сорвало их с родных мест.
Страница: 1 [ 2 ] 3