"Творчество Грибоедова в развитие русской комедии"
Страница: [ 1 ] 2
Русская комедия 1815—1820 гг. развивалась главным образом в трех направлениях. Одним из них была старая традиционная классицистическая комедия, ставившая своей целью исправление нравов путем изображения наказанного порока и торжествующей добродетели. Представителями этого жанра являлись А. А. Шаховской и М. Н. Загоскин. В идейном отношении их произведения отличались политическим консерватизмом. В литературной борьбе Шаховской и Загоскин выступали против школы Карамзина — Жуковского. В 1815 г. появилась вызвавшая ожесточенную полемику комедия Шаховского «Липецкие воды», в которой в образе поэта Фиалкина осмеивались Жуковский и его поэзия.
Другое течение в русской комедии было представлено жанром салонно-светской комедии, построенной на любовной интриге. Наиболее видным его представителем был драматург Н. И. Хмельницкий. Значительную роль в ней играла французская комедийная традиция.
И, наконец, третье направление представляла реалистическая, верная русским нравам, сатирико-бытовая комедия Крылова. Именно ей принадлежало будущее.
Ранняя драматургия Грибоедова была связана главным образом со вторым направлением. Написанные им в 1814—1817 гг. пьесы «Молодые супруги» и «Притворная неверность» (в содружестве с А. А. Жандром) —типичный образчик традиционной светской комедии.
«Притворная неверность» (вольный перевод одноактной комедии французского драматурга XVIII в. Барта) рассказывает о том, как две сестры решили проучить своих возлюбленных: одного за холодность, другого за ревность. Они пишут любовные письма третьему герою — светскому фату, любящему хвастаться своими победами. Оба возлюбленные узнают об этих письмах и негодуют. Но в дальнейшем истина восстанавливается, и обе пары сочетаются счастливым браком. Хотя герои носят русские имена, здесь не было и намека на реальную русскую действительность. Условность и традиционность — характерные черты этой пьесы.
Любовная интрига — главное содержание обеих комедий, примечательных лишь своей стройной композицией, легким и изящным слогом, гибкостью и гармоничностью стиха.
В комедии «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), написанной А. Шаховским, Грибоедову принадлежит отрывок, в котором заметны реалистические элементы, бытовой колорит, связанные с изображением в пьесе провинциальной дворянской жизни.
В 1817 г. Грибоедов вместе с Катениным написал комедию «Студент», в которой уже чувствуется будущий реалист-сатирик. Здесь изображены чванная барская среда и эгоистические нравы (образ Звёздова). В этом отношении «Студент» уже примыкает к третьему направлению в драматургии: сатирико-бытовым комедиям И. А. Крылова. В пьесе есть ряд выпадов против литературных противников авторов. Обращаясь к помещице Звёздовой, герой комедии, недалекий студент Беневольский, говорит в стиле карам-зинской лирики: «…я сам имею сердце; законы вас осуждают, но какой закон святее любви?» Стихотворением самого Бене-вольского «Дружись, о друг, с мечтой» Грибоедов и Катенин пародировали сентиментально-романтические образы и стиль ранней поэзии Жуковского.
Страница: [ 1 ] 2