"Автор и его герой в одном из произведений А .И .Солженицына"
Страница: 1 [ 2 ] 3
естьянский сын , как и все поколение его предков , работать спустя рукава . В его работе –противостояние лагерю . Если в лагере всех «добивает работа и одиночество », то Шухову , напротив , удается спастись именно работой , любой работой , которую Шухов выполняет с достоинством . Тем , что Иван Денисович и отчасти вся бригада Тюрина работают на совесть , умело и споро , они сопротивляются несвободе лагеря . «Так устроен Шухов по - дурацкому , и за восемь лет лагеря никак отучить не могут : всякую вещь и труд всякий жалеет он , чтоб зря не сгинули » Бригадир , смеясь , говорит Шухову , обращая внимание на его упорное желание закончить работу уже после съема : «Без тебя же тюрьма плакать будет !”.
В мире зла и насилия , бесправия и порабощения , в обществе придурков и шакалов , “шестерок и блатарей ”, которые исповедуют лагерный закон “подохни ты сегодня , а я завтра ”, нелегко сохранить душу и человеческое тепло . В таких условиях люди теряют всяческое уважение к окружающим и к себе тоже . Они перестают видеть разницу между добром и злом , между подлостью и преданностью , и вообще перестают быть Людьми . Но у Ивана Денисовича было свое верное средство вернуть человеческие мысли и доброе расположение духа – работа .
А работали зэки на недостроеннолй ТЭЦ . “Она стоит на бугре , а за ней зона кончается ”. Откуда это радостное , упоенное строительство ТЭЦ ? То ли в том дело , что работа здесь предвещает внутреннее , хотя бы временное , освобождение – «за ней зона кончается …», то ли в том , что герою рассказа предстоит пережить иллюзию освобождения (зона кончается за ней !). И когда зэки входили в азарт работы , у Шухова «как вымело все из головы » так , что он «ни о чем не вспоминал , не заботился , а только думал » как ладно дело закончить . Вдохновенно и отрешенно работает каменщик , и , когда «мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и запоминает , где прошел нижний шов …», кажется , что строит он стену свою , за которой будет храниться неподвластная лагерю святыня его души .
Есть у Ивана Денисовича еще одна характерная национальная черта – отстаивание своей внутренней свободы . Он старается как можно меньше внутренне зависеть от режима лагеря , хоть на несколько минут принадлежать себе . «Не подставляться лагерю нигде – в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича .«Миг – наш ! Пока начальство разберется …» – принцип Шухова . Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на «шмоне » «кусок ножовочного полотна » – это его заработок , хлеб .
Иван Денисович прост , открыт , естественен , совестлив , привык «все брать на себя ». Он «никому никогда не давал и не брал ни с кого , и в лагере не научился ». Шухов живет по принципу никого не утруждать , рассчитывать только на себя .
Он «понимает жизнь и на чужое добро брюхо не
распяливает ».Это внутренняя сущность русского крестьянина человека глубинной народной породы . В рассказе мы видим , как гоорит , умает , действует простой русский крестьянин Шухов . У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому .
Страница: 1 [ 2 ] 3