Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына"

Солженицын "Один день Ивана Денисовича" - сочинение "Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. Солженицына"

Страница: [ 1 ]  2  

Александр Солженицын... навсегда останется в совестливой памяти человечества...
Генрих Белль

Общеизвестна истина: каждая эпоха творит своего героя, наиболее полно воплотившего ее проблемы, противоречия, чаяния. Немаловажная роль в этом принадлежит литературе. Великие мастера слова не только создавали своих литературных героев, носителей духа времени, но и сами становились властителями дум для многих поколений. Поэтому мы говорим об эпохе А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Блока.
XX век оказался чрезвычайно богатым на события, вождей, вершителей судеб. Где они, эти кумиры миллионов, сейчас? Стремительное движение времени вычеркнуло из памяти народной имена многих, остались лишь некоторые, и среди них -- Александр Солженицын. Как много было предпринято усилий для того, чтобы заставить людей забыть это имя! Все напрасно: Александр Исаевич Солженицын навеки "прописан" в истории России и ее великой литературы.
Уже в первом своем опубликованном произведении "Один день Ивана Денисовича" писатель заявил о себе как о летописце народного страдания и нетленного народного духа. При этом особое внимание он обращал на нравственные проблемы.
"...И вышла колонна в степь, прямо против ветра...". Как тут отыскать человеческое лицо среди одинаковых бушлатов с нашитыми номерами? Кажется, что навсегда исчез в этой колонне человек. Однако именно в толпе заключенных, лишенных самого элементарного, Солженицын находит носителя тех нравственных ценностей, того духовного богатства, которые делает человека Человеком.
В центре повести (сам А. Солженицын назвал произведение рассказом) -- судьба простого русского мужика Ивана Денисовича Шухова, сумевшего в самых тяжелых испытаниях сохранить в себе те высокие нравственные ценности, которые веками оберегались и почитались в народе.
Критики 60-х годов не сразу сумели оценить этот образ. Многие видели в нем лишь воспевание простейших, "материальных" элементов жизни. Иван Денисович знает, что выжить в лагере можно только тогда, когда имеешь свою пайку хлеба, свою миску баланды, зимой -- валенки, а летом -- сапоги. Поэтому так обстоятельно рассказывает писатель о том, как едят заключенные, ведь, "не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином". Здесь уже начинает четко проступать основной принцип раскрытия характера героя через деталь, через предмет, через быт. Хлеб, каша, махорка -- средства (и показатель, по мнению автора) сохранения независимости человека.
Однако в бытовых подробностях лишь внешне проявляется характер Шухова. Гораздо важнее, что Солженицын сумел передать и внутренние законы поведения человека. Имея уже определенный опыт лагерной жизни, Иван Денисович сумел сделать свой нравственный выбор, четко уяснил, как надо жить, чтобы не потерять себя: "В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать".


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz