"ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА"
Страница: 1 [ 2 ]
Туда
пути нет. Ну а куда же есть?
А
есть совершенно неожиданный исход поэмы.
Что происходит после знаменитого “ужо тебе...”?
Евгений в страхе бежит от Всадника, тот за
ним. С одной стороны, это гнев великого
монарха на сумасшедшего червя. А с другой —
они бегут в одном направлении, и это что-нибудь
да значит. Два злейших врага встречаются на
узкой тропинке именно в тот момент, когда им
делить особенно и нечего. Евгений бежит от
Петра, а Петру, хотя бив гневе, не до Евгения.
Вспомним, ведь
Петр Алексеевич Романов скончался в 1725 году
от воспаления легких, полученного точно во
время предыдущего наводнения. Значит, для
его медного изваяния нынешний потоп —
перст судьбы, и от него нужно срочно
скрыться.
Итак,
мы видим, что рассматриваемый конфликт
понемногу из двойственного вырос в
тройственный. Помогла в этом прекраснейшая
составляющая человеческого бытия —
природа. Само расширение темы достаточно
очевидно. Вопрос в другом: зачем это все
понадобилось А. С. Пушкину?
Одна
из скрытых причин в следующем. Обычно чем
проще модель произведения, тем виднее там
автор. Он просто не может скрыться за
примитивным сюжетом. А в “Медном всаднике”
Пушкин, как, наверное, нигде, не хочет “себя
показать”. Он — певец реальности. Главными
поэтому становятся две вещи. Во-первых,
написать поэму как можно объективнее. А во-вторых,
самому понять только что написанное. Такой
подход дает небывалый эффект. Читатель как
бы сам осмысливает все ему предлагаемое и
делает собственные выводы. Вообще говоря,
иначе и невозможно.
Конфликт
в чистом виде личности и государства не
имеет решения. Всегда он был, всегда он
будет. Приговор А. С. Пушкина: “Да будет так”.
Пусть каждый делает то, что хочет, и то, что
может. Всех рассудят потомки.
Страница: 1 [ 2 ]