"Антитеза"
Страница: [ 1 ] 2
Термин \"антитеза\" произошел от греческого слова и означает - противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая контрастность не устраняется: \"К добру и злу постыдно равнодушны\", \"И ненавидим мы, и любим мы случайно\" (\"Дума\" М Лермонтова).
Уже в названии \"Горе от ума\" возникает намек на антитезу, так как здравое мышление не допускает, чтобы ум, разум приносили горе.
В художественных образах пьесы Грибоедов отразил объективную правду жизни, создал типический образ \"нового человека\" - общественного протестанта и борца в типических обстоятельствах его противоречивого исторического времени.
Сюжетную основу \"Горя от ума\" составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений. Используя многообразные возможности антитезы, он художественным произведением решал одновременно и политические, и социальные, и чисто человеческие проблемы, типичные для того времени.
После Отечественной войны 1812 года, во время формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового, нарождающегося и развивающегося, со старым, отжившим и тормозящим движение вперед, острее всего выража лась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями \"свободной жизни\" и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в \"Горе от ума\".
Грибоедов показал, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает \"противуречие\" Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на \"законный\" государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого.
В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, тему рубежа двух эпох - \"века нынешнего\" и \"века минувшего\".
Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком \"возвышенных мыслей\" и передовых убеждений, глашатаем \"свободной жизни\" и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя.
Страница: [ 1 ] 2